Спустя десятилетия дебатов и исследований, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) объявило о запрете на использование пищевого красителя Красный № 3, известного также как эритрозин. Это решение, основанное на результатах исследований, выявивших связь между употреблением красителя и возникновением раковых опухолей у лабораторных крыс, вступает в силу поэтапно: к январю 2027 года производители продуктов питания, а к январю 2028 года – производители лекарственных средств должны будут исключить данный краситель из своей продукции. Запрет инициирован с целью соблюдения так называемой оговорки Делани, обязывающей FDA запрещать любой пищевой ингредиент, вызывающий рак у животных или людей.
Интересно, что Красный № 3 уже был запрещен в 1990 году для использования в косметике и лекарствах для наружного применения, но до недавнего времени его применение в пищевых продуктах оставалось разрешенным. Такой избирательный подход вызывал споры, особенно в свете активной позиции Центра науки в общественных интересах (CSPI), который в 2022 году подал петицию о запрете красителя в пищевой промышленности. Директор CSPI доктор Питер Лурье неоднократно подчеркивал необходимость защиты потребителей от потенциально опасных веществ. Тем не менее, Международная ассоциация производителей красителей (International Association of Color Manufacturers), наоборот, выступает в защиту безопасности Красного № 3, указывая на различия в метаболизме крыс и человека.
Процесс выведения Красного № 3 из пищевых продуктов, несомненно, станет вызовом для производителей, которые использовали его в самых разнообразных продуктах, от конфет и кексов до вишни для коктейлей. Краситель также встречается в пищевых добавках и сиропах от кашля. Производители начинают переходить на альтернативные натуральные красители, такие как свекольный сок, кармин, а также пигменты из фиолетового сладкого картофеля, редиса и краснокочанной капусты. Несмотря на потенциальные трудности, опрос, проведенный AP-NORC, показал, что две трети американцев поддерживают идею ограничения или переформулирования продуктов с вредными добавками, такими как сахар и искусственные красители. Особенно высокий уровень поддержки наблюдается среди образованных американцев и людей с более высоким уровнем дохода.
Однако не все согласны с запретом. Заместитель комиссара FDA по продуктам питания Джим Джонс и комиссар FDA доктор Роберт Калифф в своем выступлении перед Конгрессом поднимали вопрос о возможных юридических проблемах, которые могут возникнуть в связи с введением запрета. Главным камнем преткновения является интерпретация научных данных и их применимость к человеку. Хотя исследования на крысах показали связь между Красным № 3 и раком, механизм, посредством которого это происходит, не является характерным для людей. Кроме того, научные комитеты Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения еще в 2018 году признали Красный № 3 безопасным для потребления человеком.
Несмотря на международную позицию, США придерживается более осторожной позиции, основываясь на оговорке Делани. Тем не менее, Красный № 3 по-прежнему разрешен в некоторых продуктах в других странах, хотя США будут следить за тем, чтобы импортная продукция не содержала этого красителя. Такая политика является отражением подхода, ориентированного на максимальную защиту потребителей.
Ужесточение требований к пищевым красителям не ограничивается только федеральным уровнем. Штаты Теннесси, Арканзас и Индиана также рассматривают возможность введения ограничений на использование некоторых красителей, особенно в школьных учреждениях. Это говорит о растущей обеспокоенности общественности влиянием пищевых добавок на здоровье, в первую очередь детей.
Исключение Красного № 3 из рациона американцев – это вопрос безопасности и показатель изменений в потребительских предпочтениях и стремлении к более здоровому образу жизни. Запрет на данный краситель, вероятно, станет прецедентом для дальнейшего пересмотра политики в области пищевых добавок и стимулирует производителей к поиску более натуральных и безопасных альтернатив. Позиция FDA и решения, принимаемые на местном уровне, подчеркивают сложность баланса между научными исследованиями, регулятивными нормами и общественным мнением в вопросах продовольственной безопасности.
Несмотря на запрет, споры вокруг Красного № 3 не утихают. Вопрос о том, насколько корректно переносить результаты исследований на животных на человека, остается открытым. Сторонники применения Красного № 3 указывают на то, что механизм канцерогенности, наблюдаемый у крыс, не соответствует механизмам, происходящим в человеческом организме. Противники же, наоборот, призывают к максимальной осторожности и настаивают на приоритете защиты здоровья потребителей.
Окончательный вердикт в отношении Красного № 3 пока не вынесен, и, вероятно, дебаты будут продолжаться. Однако факт остается фактом: один из самых ярких пищевых красителей вскоре исчезнет из рациона американцев. Этот шаг, независимо от его научного обоснования, демонстрирует стремление к более прозрачной и безопасной пищевой индустрии, способной адаптироваться к меняющимся требованиям потребителей.
Компания Sensient Food Colors, крупный поставщик пищевых красителей и ароматизаторов, вероятно, будет вынуждена пересмотреть свою стратегию и инвестировать в разработку новых, натуральных альтернатив. Этот пример может послужить стимулом для всей индустрии к переосмыслению подходов к производству и использованию добавок.
В результате, запрет Красного № 3 – это ограничение н и один краситель. Это символ более широкого процесса переоценки ценностей в сфере питания, который ставит во главу угла здоровье и благополучие потребителей. Этот процесс, безусловно, будет сопровождаться дискуссиями и юридическими баталиями, но в конечном итоге он может привести к созданию более безопасной и ответственной пищевой промышленности.
Изображение носит иллюстративный характер
Интересно, что Красный № 3 уже был запрещен в 1990 году для использования в косметике и лекарствах для наружного применения, но до недавнего времени его применение в пищевых продуктах оставалось разрешенным. Такой избирательный подход вызывал споры, особенно в свете активной позиции Центра науки в общественных интересах (CSPI), который в 2022 году подал петицию о запрете красителя в пищевой промышленности. Директор CSPI доктор Питер Лурье неоднократно подчеркивал необходимость защиты потребителей от потенциально опасных веществ. Тем не менее, Международная ассоциация производителей красителей (International Association of Color Manufacturers), наоборот, выступает в защиту безопасности Красного № 3, указывая на различия в метаболизме крыс и человека.
Процесс выведения Красного № 3 из пищевых продуктов, несомненно, станет вызовом для производителей, которые использовали его в самых разнообразных продуктах, от конфет и кексов до вишни для коктейлей. Краситель также встречается в пищевых добавках и сиропах от кашля. Производители начинают переходить на альтернативные натуральные красители, такие как свекольный сок, кармин, а также пигменты из фиолетового сладкого картофеля, редиса и краснокочанной капусты. Несмотря на потенциальные трудности, опрос, проведенный AP-NORC, показал, что две трети американцев поддерживают идею ограничения или переформулирования продуктов с вредными добавками, такими как сахар и искусственные красители. Особенно высокий уровень поддержки наблюдается среди образованных американцев и людей с более высоким уровнем дохода.
Однако не все согласны с запретом. Заместитель комиссара FDA по продуктам питания Джим Джонс и комиссар FDA доктор Роберт Калифф в своем выступлении перед Конгрессом поднимали вопрос о возможных юридических проблемах, которые могут возникнуть в связи с введением запрета. Главным камнем преткновения является интерпретация научных данных и их применимость к человеку. Хотя исследования на крысах показали связь между Красным № 3 и раком, механизм, посредством которого это происходит, не является характерным для людей. Кроме того, научные комитеты Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения еще в 2018 году признали Красный № 3 безопасным для потребления человеком.
Несмотря на международную позицию, США придерживается более осторожной позиции, основываясь на оговорке Делани. Тем не менее, Красный № 3 по-прежнему разрешен в некоторых продуктах в других странах, хотя США будут следить за тем, чтобы импортная продукция не содержала этого красителя. Такая политика является отражением подхода, ориентированного на максимальную защиту потребителей.
Ужесточение требований к пищевым красителям не ограничивается только федеральным уровнем. Штаты Теннесси, Арканзас и Индиана также рассматривают возможность введения ограничений на использование некоторых красителей, особенно в школьных учреждениях. Это говорит о растущей обеспокоенности общественности влиянием пищевых добавок на здоровье, в первую очередь детей.
Исключение Красного № 3 из рациона американцев – это вопрос безопасности и показатель изменений в потребительских предпочтениях и стремлении к более здоровому образу жизни. Запрет на данный краситель, вероятно, станет прецедентом для дальнейшего пересмотра политики в области пищевых добавок и стимулирует производителей к поиску более натуральных и безопасных альтернатив. Позиция FDA и решения, принимаемые на местном уровне, подчеркивают сложность баланса между научными исследованиями, регулятивными нормами и общественным мнением в вопросах продовольственной безопасности.
Несмотря на запрет, споры вокруг Красного № 3 не утихают. Вопрос о том, насколько корректно переносить результаты исследований на животных на человека, остается открытым. Сторонники применения Красного № 3 указывают на то, что механизм канцерогенности, наблюдаемый у крыс, не соответствует механизмам, происходящим в человеческом организме. Противники же, наоборот, призывают к максимальной осторожности и настаивают на приоритете защиты здоровья потребителей.
Окончательный вердикт в отношении Красного № 3 пока не вынесен, и, вероятно, дебаты будут продолжаться. Однако факт остается фактом: один из самых ярких пищевых красителей вскоре исчезнет из рациона американцев. Этот шаг, независимо от его научного обоснования, демонстрирует стремление к более прозрачной и безопасной пищевой индустрии, способной адаптироваться к меняющимся требованиям потребителей.
Компания Sensient Food Colors, крупный поставщик пищевых красителей и ароматизаторов, вероятно, будет вынуждена пересмотреть свою стратегию и инвестировать в разработку новых, натуральных альтернатив. Этот пример может послужить стимулом для всей индустрии к переосмыслению подходов к производству и использованию добавок.
В результате, запрет Красного № 3 – это ограничение н и один краситель. Это символ более широкого процесса переоценки ценностей в сфере питания, который ставит во главу угла здоровье и благополучие потребителей. Этот процесс, безусловно, будет сопровождаться дискуссиями и юридическими баталиями, но в конечном итоге он может привести к созданию более безопасной и ответственной пищевой промышленности.