Новые археологические данные из Северного Ирака и Грузии указывают на то, что зороастризм, являвшийся официальной религией персидских империй на протяжении более 1000 лет, часто мирно сосуществовал с другими верованиями. Открытия, сделанные в Гирд-и-Кажав (Курдистан, Ирак) и Дедоплис Гора (Грузия), демонстрируют тесное соседство зороастрийцев с ранними христианами и последователями местных культов. В частности, в Гирд-и-Кажав примерно 1500 лет назад, около 500 года нашей эры, функционировал христианский монастырь, расположенный в непосредственной близости от зороастрийских сооружений.

Раскопки в Гирд-и-Кажав, начатые в 2015 году, привели к обнаружению руин здания, идентифицированного как церковь в центре монастырского комплекса. Это стало первым христианским сооружением, найденным в данной местности, что исследователи из Университета Гёте во Франкфурте назвали «огромным сюрпризом». Археологи Александр Тамм из Университета Эрлангена-Нюрнберга и Дирк Вике из Университета Гёте обнаружили погребенные каменные столбы и фрагменты большого кувшина, украшенного раннехристианским крестом. Примечательно, что сасанидское персидское укрепление, служившее местом поклонения зороастрийцев, находилось всего в нескольких ярдах от монастыря, что свидетельствует об отсутствии религиозных конфликтов на бытовом уровне.
Менее чем в 400 милях (600 километрах) к северу, в грузинском местечке Дедоплис Гора, ученые исследовали объект, датируемый примерно 2000-летней давностью. В то время этот регион находился под властью независимого царства Картли, но испытывал сильное влияние империи Ахеменидов. Цари Картли практиковали синкретическую религию, объединяя иранских зороастрийских богов с местными астральными божествами. В ходе раскопок было обнаружено 2000-летнее святилище внутри грандиозного храмового или дворцового комплекса, демонстрирующее уникальное смешение традиций.
Давид Гагошидзе, археолог из Тбилисского государственного университета, описал структуру этого комплекса в статье, запланированной к публикации в январском выпуске журнала American Journal of Archaeology за 2026 год. Комплекс включал три отдельные комнаты религиозного назначения. Первая была зороастрийской, с алтарем, где постоянные жители совершали ежедневные жертвоприношения и молитвы. Вторая комната, судя по найденным статуэткам, предназначалась для поклонения греческому богу Аполлону, которого почитали благородные владельцы дома. Третья комната использовалась для смешанных церемоний, вероятно, связанных с местным культом плодородия, сельского хозяйства и урожая.
Исторический контекст этих находок связан с геополитическим соперничеством между Персидскими империями и Римской империей (а позже Византией). Христианство стало официальной религией Рима после Эдикта в Фессалониках, изданного императором Феодосием в 380 году. Несмотря на то, что римляне и персы часто враждовали, христианство распространялось и на персидских территориях. Похожие христианские структуры V–VI веков нашей эры также известны в северной Сирии и северной Месопотамии. Интересно отметить, что использование креста как символа было редким явлением до легализации христианства в Римской империи в IV веке.
Зороастризм, основанный пророком Заратустрой (по-гречески Зороастр) около 3500 лет назад, почитал «Мудрого Господа» Ахура Мазду, а его главным символом являлся огонь. Эта религия резко пришла в упадок на территории Персии (современный Иран) после исламского завоевания Сасанидской империи в VII веке. Сегодня в мире насчитывается всего около 120 000 практикующих зороастрийцев. Образ пророка был использован немецким философом XIX века Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра», хотя это произведение не является зороастрийским текстом.
В дополнение к сведениям о религиозном взаимодействии, археологический контекст региона дополняется и другими значимыми находками. В Иране было обнаружено 3000-летнее захоронение элитного подростка с золотыми украшениями и «удивительной» коробочкой для косметики с изображением скорпиона, а также череп конической формы возрастом 6200 лет со следами насильственной смерти. Параллельно в Греции в гробнице возрастом 2000 лет было найдено золотое кольцо с изображением Аполлона и «целительной змеи», что перекликается с культовыми находками в Грузии.

Изображение носит иллюстративный характер
Раскопки в Гирд-и-Кажав, начатые в 2015 году, привели к обнаружению руин здания, идентифицированного как церковь в центре монастырского комплекса. Это стало первым христианским сооружением, найденным в данной местности, что исследователи из Университета Гёте во Франкфурте назвали «огромным сюрпризом». Археологи Александр Тамм из Университета Эрлангена-Нюрнберга и Дирк Вике из Университета Гёте обнаружили погребенные каменные столбы и фрагменты большого кувшина, украшенного раннехристианским крестом. Примечательно, что сасанидское персидское укрепление, служившее местом поклонения зороастрийцев, находилось всего в нескольких ярдах от монастыря, что свидетельствует об отсутствии религиозных конфликтов на бытовом уровне.
Менее чем в 400 милях (600 километрах) к северу, в грузинском местечке Дедоплис Гора, ученые исследовали объект, датируемый примерно 2000-летней давностью. В то время этот регион находился под властью независимого царства Картли, но испытывал сильное влияние империи Ахеменидов. Цари Картли практиковали синкретическую религию, объединяя иранских зороастрийских богов с местными астральными божествами. В ходе раскопок было обнаружено 2000-летнее святилище внутри грандиозного храмового или дворцового комплекса, демонстрирующее уникальное смешение традиций.
Давид Гагошидзе, археолог из Тбилисского государственного университета, описал структуру этого комплекса в статье, запланированной к публикации в январском выпуске журнала American Journal of Archaeology за 2026 год. Комплекс включал три отдельные комнаты религиозного назначения. Первая была зороастрийской, с алтарем, где постоянные жители совершали ежедневные жертвоприношения и молитвы. Вторая комната, судя по найденным статуэткам, предназначалась для поклонения греческому богу Аполлону, которого почитали благородные владельцы дома. Третья комната использовалась для смешанных церемоний, вероятно, связанных с местным культом плодородия, сельского хозяйства и урожая.
Исторический контекст этих находок связан с геополитическим соперничеством между Персидскими империями и Римской империей (а позже Византией). Христианство стало официальной религией Рима после Эдикта в Фессалониках, изданного императором Феодосием в 380 году. Несмотря на то, что римляне и персы часто враждовали, христианство распространялось и на персидских территориях. Похожие христианские структуры V–VI веков нашей эры также известны в северной Сирии и северной Месопотамии. Интересно отметить, что использование креста как символа было редким явлением до легализации христианства в Римской империи в IV веке.
Зороастризм, основанный пророком Заратустрой (по-гречески Зороастр) около 3500 лет назад, почитал «Мудрого Господа» Ахура Мазду, а его главным символом являлся огонь. Эта религия резко пришла в упадок на территории Персии (современный Иран) после исламского завоевания Сасанидской империи в VII веке. Сегодня в мире насчитывается всего около 120 000 практикующих зороастрийцев. Образ пророка был использован немецким философом XIX века Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра», хотя это произведение не является зороастрийским текстом.
В дополнение к сведениям о религиозном взаимодействии, археологический контекст региона дополняется и другими значимыми находками. В Иране было обнаружено 3000-летнее захоронение элитного подростка с золотыми украшениями и «удивительной» коробочкой для косметики с изображением скорпиона, а также череп конической формы возрастом 6200 лет со следами насильственной смерти. Параллельно в Греции в гробнице возрастом 2000 лет было найдено золотое кольцо с изображением Аполлона и «целительной змеи», что перекликается с культовыми находками в Грузии.