Подвеска из Аски представляет собой уникальный исторический артефакт, являющийся единственным известным изображением беременной женщины эпохи викингов. Этот предмет, созданный в период примерно с 800 по 975 год нашей эры, в настоящее время хранится в коллекции Шведского исторического музея. Артефакт был обнаружен в Гамлете Аска на юге Швеции и датируется по контексту захоронения X веком. Его исключительность заключается не только в возрасте, но и в специфике художественного исполнения, которое дает редкое представление о женских образах в скандинавской культуре того периода.

Изделие выполнено из позолоченного серебра и имеет круглую форму диаметром около 1,5 дюйма (4 сантиметра). Композиция представляет собой кольцо, частично обрамляющее женскую фигуру, стоящую с широко расставленными ногами. Руки женщины сложены под беременным животом, что является центральным визуальным элементом дизайна. Фигура одета в плащ, застегнутый у шея, и украшена аксессуаром, напоминающим жемчужные бусы. Линии над головой женщины предполагают наличие короны или головного убора, хотя верхняя часть изображения стерта временем.
Артефакт был найден в 1920 году шведским археологом Т. Й. Арне в ходе раскопок погребальных курганов в местечке Аска. Подвеска находилась в могиле знатной женщины. Тело было захоронено в деревянном ларце, о чем свидетельствуют найденные на месте заклепки и гвозди, так как само дерево разложилось. Контекст захоронения указывает на высокий социальный статус усопшей, которую исследователи относят к элите или так называемой «мелкой знати».
Вместе с подвеской из Аски в могиле был обнаружен богатый инвентарь сопутствующих предметов. Археологи извлекли восемь других подвесок, четыре серебряных кольца, костяную игровую доску и исламскую серебряную монету. Особое внимание исследователей привлек железный жезл с волчьей головой. Сама умершая была молодой женщиной или женщиной средних лет, однако неизвестно, была ли она беременна или находилась в процессе родов в момент смерти.
Шведский исторический музей выдвигает теорию религиозного символизма, предполагая, что подвеска изображает Фрейю — скандинавскую богиню, ассоциирующуюся с беременностью и деторождением. Доказательством служит сходство изображенного бисерного украшения и застежки с описаниями Брисингамена, особого ожерелья Фрейи. Вероятно, предмет служил талисманом для умершей.
Археолог Мартин Рундквист рассматривает находку в социальном контексте, отмечая, что в Аске находится большой курган с плоской вершиной, который, вероятно, служил фундаментом для «королевского зала». Рундквист полагает, что серебряные подвески, включая артефакт из Аски, были фамильными ценностями, передававшимися из поколения в поколение.
Археолог Нил Прайс акцентирует внимание на ритуальной роли усопшей. Присутствие железного посоха с головой волка и набора фамильных подвесок указывает на то, что женщина, вероятно, была видной практикующей магию или ритуалы. В свою очередь, археолог Хайде Густафссон отмечает исторический переходный период: более поздние могилы в районе Аски лишены подобных ритуальных объектов. Густафссон делает вывод, что эта женщина была, вероятно, последней языческой практикующей такого рода в регионе перед введением христианства, а подвеска Фрейи была похоронена с ней, чтобы ознаменовать конец этой эпохи.
В контексте обсуждения «удивительных артефактов» также упоминаются другие редкие находки, сопоставимые по значимости с подвеской из Аски. Среди них — римская шляпа от солнца возрастом 1600 лет, вероятно, использовавшаяся римским солдатом в Египте, золотая пектораль с монетами середины VI века, описанная как одно из самых сложных сохранившихся изделий, и чаша из Каергурла. Последняя представляет собой сосуд возрастом 3300 лет из камня и олова, украшенный золотыми веслами и «защитными глазами».

Изображение носит иллюстративный характер
Изделие выполнено из позолоченного серебра и имеет круглую форму диаметром около 1,5 дюйма (4 сантиметра). Композиция представляет собой кольцо, частично обрамляющее женскую фигуру, стоящую с широко расставленными ногами. Руки женщины сложены под беременным животом, что является центральным визуальным элементом дизайна. Фигура одета в плащ, застегнутый у шея, и украшена аксессуаром, напоминающим жемчужные бусы. Линии над головой женщины предполагают наличие короны или головного убора, хотя верхняя часть изображения стерта временем.
Артефакт был найден в 1920 году шведским археологом Т. Й. Арне в ходе раскопок погребальных курганов в местечке Аска. Подвеска находилась в могиле знатной женщины. Тело было захоронено в деревянном ларце, о чем свидетельствуют найденные на месте заклепки и гвозди, так как само дерево разложилось. Контекст захоронения указывает на высокий социальный статус усопшей, которую исследователи относят к элите или так называемой «мелкой знати».
Вместе с подвеской из Аски в могиле был обнаружен богатый инвентарь сопутствующих предметов. Археологи извлекли восемь других подвесок, четыре серебряных кольца, костяную игровую доску и исламскую серебряную монету. Особое внимание исследователей привлек железный жезл с волчьей головой. Сама умершая была молодой женщиной или женщиной средних лет, однако неизвестно, была ли она беременна или находилась в процессе родов в момент смерти.
Шведский исторический музей выдвигает теорию религиозного символизма, предполагая, что подвеска изображает Фрейю — скандинавскую богиню, ассоциирующуюся с беременностью и деторождением. Доказательством служит сходство изображенного бисерного украшения и застежки с описаниями Брисингамена, особого ожерелья Фрейи. Вероятно, предмет служил талисманом для умершей.
Археолог Мартин Рундквист рассматривает находку в социальном контексте, отмечая, что в Аске находится большой курган с плоской вершиной, который, вероятно, служил фундаментом для «королевского зала». Рундквист полагает, что серебряные подвески, включая артефакт из Аски, были фамильными ценностями, передававшимися из поколения в поколение.
Археолог Нил Прайс акцентирует внимание на ритуальной роли усопшей. Присутствие железного посоха с головой волка и набора фамильных подвесок указывает на то, что женщина, вероятно, была видной практикующей магию или ритуалы. В свою очередь, археолог Хайде Густафссон отмечает исторический переходный период: более поздние могилы в районе Аски лишены подобных ритуальных объектов. Густафссон делает вывод, что эта женщина была, вероятно, последней языческой практикующей такого рода в регионе перед введением христианства, а подвеска Фрейи была похоронена с ней, чтобы ознаменовать конец этой эпохи.
В контексте обсуждения «удивительных артефактов» также упоминаются другие редкие находки, сопоставимые по значимости с подвеской из Аски. Среди них — римская шляпа от солнца возрастом 1600 лет, вероятно, использовавшаяся римским солдатом в Египте, золотая пектораль с монетами середины VI века, описанная как одно из самых сложных сохранившихся изделий, и чаша из Каергурла. Последняя представляет собой сосуд возрастом 3300 лет из камня и олова, украшенный золотыми веслами и «защитными глазами».