Ssylka

Могла ли женщина у Майя обладать высшей божественной властью?

Археологический анализ монумента в древнем городе Майя Коба, штат Кинтана-Роо на полуострове Юкатан, привел к пересмотру представлений о гендерной динамике в этой цивилизации. Исследователи установили, что правитель, ранее считавшийся мужчиной, на самом деле был могущественной королевой по имени Иш-Ч'ак-Ч'еен.

Источником информации стал монумент «Камень Основания» — известняковая плита площадью 111 квадратных футов, датируемая по меньшей мере VI веком нашей эры. На ее поверхности сохранились 123 иероглифа, описывающие историю Кобы классического периода. Исследование проводилось археологами из Национального института антропологии и истории Мексики (INAH).

Расшифрованные иероглифы позволили установить точную дату основания монументального района Кобы, Нохоч Муль, — 12 мая 569 года н. э., что соответствует дате 9.6.15.6.9 по календарю Майя. Это событие было напрямую связано со строительством сооружения под названием Кехвицаль, что переводится как «место оленьей горы».

Записи также свидетельствуют, что в 573 году н. э. королева Иш-Ч'ак-Ч'еен руководила проведением крупного церемониального события, связанного с календарным циклом, что подтверждает ее активную роль в религиозной и общественной жизни города.

Идентичность правительницы была подтверждена путем перекрестного анализа надписей на «Камне Основания» с текстами на других близлежащих памятниках. Например, на Стеле 30 она упоминается под вариантом имени Иш-Ч'ак-Ч'еен Йопаат, а в так называемом «тексте омовения» ее имя ассоциируется с божеством К'авииль.

Связь с божеством К'авииль, покровителем царской власти и божественной молнии, наделяла королеву абсолютной легитимностью и военной властью. «Камень Основания» также описывает ее связь с Болон-Ц'акаб-Ахау («Владыкой Бесчисленных Поколений») — божеством-покровителем династии Кобы.

Власть Иш-Ч'ак-Ч'еен была равна статусу калоомте — высшему политическому рангу в обществе Майя, который ранее приписывался исключительно мужчинам. Иероглифы описывают ее коронацию, а также указывают, что под ее руководством велось строительство стадиона для игры в мяч и реализовывались другие городские проекты.

Иш-Ч'ак-Ч'еен не была исключением в истории Кобы. Исторические записи свидетельствуют о правлении как минимум еще трех женщин в этом городе. Одна из этих правительниц удерживала власть на протяжении четырех десятилетий.

Наличие нескольких могущественных правительниц указывает на то, что гендерная динамика в обществе Майя, по крайней мере в Кобе, была значительно более эгалитарной, чем это было принято считать ранее. Женщины могли достигать высших ступеней политической и сакральной власти наравне с мужчинами.


Новое на сайте