В Национальном музее Дании хранится клад, найденный в местечке Хорнелунд, в Варде на юго-западе Ютландии. Он состоит из двух золотых фибул (брошей для одежды) и золотого наручного браслета, созданных в начале XI века, в эпоху викингов (793–1066 гг. н. э.). Эти украшения являются выдающимся примером ювелирного искусства своего времени.

Согласно исследованию куратора Музея Варде Лене Франдсен от 1994 года, каждая фибула имеет диаметр около 8,5 сантиметра и весит от 60 до 75 граммов. Они изготовлены из чистого золота и украшены орнаментальной проволокой, согнутой в изящные узоры. Качество исполнения свидетельствует о высочайшем уровне мастерства древних ювелиров.
Артефакты демонстрируют смешение культурных мотивов, характерное для периода перехода от язычества к христианству. Дизайн одной из фибул выполнен в чисто скандинавском стиле. На ней изображены четыре обращенные вперед головы животных, что указывает на ее создание местным датским или викингским мастером.
Вторая фибула несет на себе явные христианские символы. Ее узоры состоят из листьев и виноградных лоз. В христианстве виноградная лоза символизирует Иисуса как «истинную лозу жизни» и является аллюзией на воскресение. Это сочетание стилей в одном кладе делает его уникальным свидетельством культурных сдвигов в Скандинавии.
Археолог Владислав Дучко в своем исследовании 1987 года назвал эти фибулы «совершенно уникальными в датской ювелирной коллекции». Он утверждал, что Ютландия в эпоху викингов была передовым центром ювелирного дела.
Мастера из Ютландии, вероятно, черпали вдохновение у ювелиров из славянских стран, в частности из Эстонии. Схожие вихревые узоры были обнаружены на аксессуарах из славянских земель, датированных концом X века. Это указывает на возможные культурные и торговые связи между регионами.
Существуют доказательства того, что продукция ютландских ювелиров была востребована и за пределами Дании. Аналогичные фибулы были найдены на территории Швеции, что позволяет предположить, что часть изделий изготавливалась на экспорт.
История обнаружения клада добавляет ему загадочности. В 1892 году слуга, обрабатывавший поле своего хозяина, случайно наткнулся на сокровища. Землевладелец передал находку в Национальный музей Дании, за что получил вознаграждение в размере 295 датских крон, что сегодня эквивалентно примерно 4000 долларам США.
Ключевая проблема заключается в том, что в момент обнаружения клада не было проведено никаких археологических исследований местности. По словам Лене Франдсен, недавние раскопки также не принесли никакой новой информации о происхождении сокровищ.
Из-за этого эксперты до сих пор не могут определить контекст захоронения. Неизвестно, был ли клад частью погребения, находился ли на территории усадьбы или представлял собой поспешно спрятанное богатство.
Вопрос о том, почему эти уникальные и ценные предметы были закопаны в землю тысячу лет назад, остается без ответа. Специалисты не теряют надежды, что будущие археологические раскопки в районе Хорнелунда смогут пролить свет на значение этого таинственного клада.

Изображение носит иллюстративный характер
Согласно исследованию куратора Музея Варде Лене Франдсен от 1994 года, каждая фибула имеет диаметр около 8,5 сантиметра и весит от 60 до 75 граммов. Они изготовлены из чистого золота и украшены орнаментальной проволокой, согнутой в изящные узоры. Качество исполнения свидетельствует о высочайшем уровне мастерства древних ювелиров.
Артефакты демонстрируют смешение культурных мотивов, характерное для периода перехода от язычества к христианству. Дизайн одной из фибул выполнен в чисто скандинавском стиле. На ней изображены четыре обращенные вперед головы животных, что указывает на ее создание местным датским или викингским мастером.
Вторая фибула несет на себе явные христианские символы. Ее узоры состоят из листьев и виноградных лоз. В христианстве виноградная лоза символизирует Иисуса как «истинную лозу жизни» и является аллюзией на воскресение. Это сочетание стилей в одном кладе делает его уникальным свидетельством культурных сдвигов в Скандинавии.
Археолог Владислав Дучко в своем исследовании 1987 года назвал эти фибулы «совершенно уникальными в датской ювелирной коллекции». Он утверждал, что Ютландия в эпоху викингов была передовым центром ювелирного дела.
Мастера из Ютландии, вероятно, черпали вдохновение у ювелиров из славянских стран, в частности из Эстонии. Схожие вихревые узоры были обнаружены на аксессуарах из славянских земель, датированных концом X века. Это указывает на возможные культурные и торговые связи между регионами.
Существуют доказательства того, что продукция ютландских ювелиров была востребована и за пределами Дании. Аналогичные фибулы были найдены на территории Швеции, что позволяет предположить, что часть изделий изготавливалась на экспорт.
История обнаружения клада добавляет ему загадочности. В 1892 году слуга, обрабатывавший поле своего хозяина, случайно наткнулся на сокровища. Землевладелец передал находку в Национальный музей Дании, за что получил вознаграждение в размере 295 датских крон, что сегодня эквивалентно примерно 4000 долларам США.
Ключевая проблема заключается в том, что в момент обнаружения клада не было проведено никаких археологических исследований местности. По словам Лене Франдсен, недавние раскопки также не принесли никакой новой информации о происхождении сокровищ.
Из-за этого эксперты до сих пор не могут определить контекст захоронения. Неизвестно, был ли клад частью погребения, находился ли на территории усадьбы или представлял собой поспешно спрятанное богатство.
Вопрос о том, почему эти уникальные и ценные предметы были закопаны в землю тысячу лет назад, остается без ответа. Специалисты не теряют надежды, что будущие археологические раскопки в районе Хорнелунда смогут пролить свет на значение этого таинственного клада.