Ssylka

Как шахматисты попадают в плен привычных ходов при изменении правил игры?

Игроки в шахматы часто прибегают к знакомым дебютным ходам даже при игре в вариант шахмат с измененными начальными позициями фигур. Исследование, опубликованное в рабочем документе Национального бюро экономических исследований в начале марта 2023 года, показало, что шахматисты склонны использовать привычные стратегии даже тогда, когда они могут быть неоптимальными.
Как шахматисты попадают в плен привычных ходов при изменении правил игры?
Изображение носит иллюстративный характер

В стандартных шахматах игрок может выбрать один из 20 возможных дебютных ходов. Chess960, вариант шахмат, изобретенный Бобби Фишером в 1996 году, сохраняет пешки на передней линии, но перемешивает расположение фигур на задней линии (одинаково для черных и белых). Фишер создал этот вариант, чтобы поощрять стратегическое мышление вместо простого запоминания дебютных ходов.

Ученые проанализировали игры с января 2013 по июнь 2021 года на платформе , сосредоточившись примерно на 147 000 игроках, впервые пробующих Chess960 белыми фигурами. Из исследования были исключены менее опытные игроки, имевшие менее 20 стандартных шахматных дебютов на Lichess.

Результаты показали, что вероятность использования игроками знакомого дебютного хода в Chess960 увеличивалась примерно на 4 процентных пункта выше базового уровня. В стандартных шахматах любой ход имеет в среднем 1/20 (5%) шанс быть выбранным. Например, перемещение пешки с D2 на D4 (перед ферзем) является популярным дебютом. Около 110 000 игроков (75% участников исследования) использовали этот ход в стандартных шахматах. 20% из этих игроков применили тот же ход в Chess960, независимо от того, какая фигура находилась за пешкой D2. Только 10% игроков, не использовавших этот ход в стандартных шахматах, применили его в Chess960.

Анализ с помощью программы Stockfish для оценки ценности ходов показал, что знакомые ходы часто получали более низкие оценки, чем лучшие альтернативы. Для опытных игроков в Chess960 (16 700 человек, сыгравших не менее 50 раз) «премия за память» снизилась с 4 до 2,5 процентных пунктов.

Юваль Салант, поведенческий ученый из Северо-Западного университета в Эванстоне, штат Иллинойс, был одним из исследователей этого феномена. Майкл Вудфорд, поведенческий экономист из Колумбийского университета, не участвовавший в исследовании, отметил важность результатов для понимания принятия решений человеком.

Исследование демонстрирует, как люди полагаются на память и прошлый опыт при столкновении с новыми ситуациями. Цена использования прошлого опыта, когда другие подходы могут быть лучше, называется «премией за память». Память служит разумным сокращением для принятия решений в новых ситуациях, но имеет ограничения.

В совершенно новых ситуациях размышление, выходящее за рамки интуиции, может дать лучшие результаты. Опыт помогает людям адаптироваться к новым сценариям с течением времени. Сталкиваясь с беспрецедентными ситуациями, размышление о похожих ситуациях или приобретение опыта лучше, чем полагаться на знакомый, но менее релевантный подход.


Новое на сайте

17902Lufthansa заменит 4000 административных сотрудников искусственным интеллектом 17901Каков истинный срок годности генетической информации? 17900Сможет ли закон догнать искусственный интеллект, предлагающий психотерапию? 17899Цепная реакция заражения листерией из-за одного поставщика 17898Холодный расчет: как современная наука изменила правила стирки 17897Деревянная начинка: массовый отзыв корн-догов из-за угрозы травм 17896Случайное открытие, спасшее 500 миллионов жизней 17895Мастерство мобильной съемки: полное руководство по камере iPhone 17894Что мог рассказать личный набор инструментов охотника эпохи палеолита? 17893Почему крупнейшая звездная колыбель млечного пути производит непропорционально много... 17892Обречены ли мы есть инжир с мертвыми осами внутри? 17891Почему AI-помощникам выгодно лгать, а не признавать незнание? 17890Является ли творчество искусственного интеллекта предсказуемым недостатком? 17889Как каланы цепляются за надежду? 17888Расшифрованный код древнего Египта