Наблюдение за тем, что большинство людей с воспоминаниями из детства внезапно теряют доступ к образам первых месяцев жизни, открывает новый виток в изучении явления детской амнезии. Каждый ребенок с ранних лет осваивает основы восприятия, установления отношений с родителями и формирования самосознания, однако непосредственные воспоминания этого периода остаются ускользающими.

Ранние годы жизни играют ключевую роль в развитии психики, закладывая базис для всестороннего обучения и социальной адаптации. На этом этапе происходят не только первые попытки усвоения языка и распознавания лиц, но и формирование базовых когнитивных структур, определяющих дальнейшую жизнь.
Долгое время отсутствие явных воспоминаний связывали с незрелостью гиппокампа, области мозга, отвечающей за сохранение памяти. Считается, что незавершённое развитие этой структуры в раннем детстве препятствует формированию долгосрочных и доступных для сознания воспоминаний.
В марте текущего года учёные Йельского университета во главе с профессором психологии Ником Тёрк-Брауном, директором института Yale Wu Tsai Institute, опубликовали результаты исследования в журнале Science. Работа направлена на выяснение механизмов формирования воспоминаний у младенцев и определения места их хранения в мозге.
Методика исследования включала демонстрацию ряда изображений младенцам, преимущественно в возрасте 12 месяцев и старше. Функциональная магнитно-резонансная томография фиксировала активность гиппокампа во время первого ознакомления с изображениями, а поведенческий анализ измерял длительность взгляда, подтверждая узнавание ранее увиденного.
Сравнение эпизодической памяти, связанной с воспоминаниями о конкретных событиях, с статистическим обучением, проявляющимся уже с трёх месяцев, выявило использование различных нейронных путей в гиппокампе. В то время как эпизодическая память затруднена отсутствием возможности вербализации у младенцев, статистическое обучение позволяет им воспринимать повторяющиеся паттерны и структуры.
Результаты fMRI показали, что усиленная активация задней части гиппокампа при первом контакте с изображением напрямую коррелировала с его последующим запоминанием, что подтвердилось и увеличенным временем взгляда на знакомые стимулы. Эти выводы подчеркивают этапный характер развития памяти в раннем детстве.
Переход от статистического обучения к формированию эпизодической памяти демонстрирует постепенное усложнение нейронных процессов, лежащих в основе восприятия, языковой компетенции и визуальных способностей. Такой прогресс играет решающую роль в общем когнитивном развитии ребенка, позволяя ему оценивать и запоминать окружающую действительность.
Остаются вопросы о судьбе ранних воспоминаний: либо они не переносятся в долговременное хранилище, либо застывают в недоступном состоянии в мозге. Будущие исследования будут направлены на отслеживание судьбы гиппокампальных сигналов в течение детства, чтобы выяснить, могут ли они сохраняться в какой-либо форме даже при отсутствии сознательного доступа к ним.

Изображение носит иллюстративный характер
Ранние годы жизни играют ключевую роль в развитии психики, закладывая базис для всестороннего обучения и социальной адаптации. На этом этапе происходят не только первые попытки усвоения языка и распознавания лиц, но и формирование базовых когнитивных структур, определяющих дальнейшую жизнь.
Долгое время отсутствие явных воспоминаний связывали с незрелостью гиппокампа, области мозга, отвечающей за сохранение памяти. Считается, что незавершённое развитие этой структуры в раннем детстве препятствует формированию долгосрочных и доступных для сознания воспоминаний.
В марте текущего года учёные Йельского университета во главе с профессором психологии Ником Тёрк-Брауном, директором института Yale Wu Tsai Institute, опубликовали результаты исследования в журнале Science. Работа направлена на выяснение механизмов формирования воспоминаний у младенцев и определения места их хранения в мозге.
Методика исследования включала демонстрацию ряда изображений младенцам, преимущественно в возрасте 12 месяцев и старше. Функциональная магнитно-резонансная томография фиксировала активность гиппокампа во время первого ознакомления с изображениями, а поведенческий анализ измерял длительность взгляда, подтверждая узнавание ранее увиденного.
Сравнение эпизодической памяти, связанной с воспоминаниями о конкретных событиях, с статистическим обучением, проявляющимся уже с трёх месяцев, выявило использование различных нейронных путей в гиппокампе. В то время как эпизодическая память затруднена отсутствием возможности вербализации у младенцев, статистическое обучение позволяет им воспринимать повторяющиеся паттерны и структуры.
Результаты fMRI показали, что усиленная активация задней части гиппокампа при первом контакте с изображением напрямую коррелировала с его последующим запоминанием, что подтвердилось и увеличенным временем взгляда на знакомые стимулы. Эти выводы подчеркивают этапный характер развития памяти в раннем детстве.
Переход от статистического обучения к формированию эпизодической памяти демонстрирует постепенное усложнение нейронных процессов, лежащих в основе восприятия, языковой компетенции и визуальных способностей. Такой прогресс играет решающую роль в общем когнитивном развитии ребенка, позволяя ему оценивать и запоминать окружающую действительность.
Остаются вопросы о судьбе ранних воспоминаний: либо они не переносятся в долговременное хранилище, либо застывают в недоступном состоянии в мозге. Будущие исследования будут направлены на отслеживание судьбы гиппокампальных сигналов в течение детства, чтобы выяснить, могут ли они сохраняться в какой-либо форме даже при отсутствии сознательного доступа к ним.