Ssylka

Безвкусная двойственность

«The Substance» под руководством Корели Фаржэт представляет собой жесткую сатирическую хоррор-комедию, объединяющую элементы научной фантастики в духе Чарли Кауфмана и мрачные мотивы «Сансет Бульвара». На Каннском кинофестивале фильм вызывал у зрителей ах, морщины на лице и смех в недоумении.
Безвкусная двойственность
Изображение носит иллюстративный характер

Главная героиня, Элизабет Спаркл, некогда оскароносная звезда, ярко демонстрирует утрачиваемую славу через вступительный монтаж, где ее звезда на Hollywood Walk of Fame превращается из искрящейся и новой в потрескавшийся и запылённый знак падения. Сегодня Элизабет ведет дневное шоу по аэробике, оставляя прошлое позади.

Нахальный продюсер, воплощённый Деннисом Куэйдом, заявляет, что настало время для «свежей крови», отодвигая Элизабет в тень индустрии. В отчаянии она прибегает к самостоятельному клонированию, результатом которого становится энергичный и провокационный дупликат Сью, появляющийся из позвоночника, словно цыпленок из яйца.

Жизнь раскалывается на две недели: в периоды активности Сью без труда завоёвывает позиции ведущей, тогда как Элизабет остается в коме, запертой в роскошном жилье, напоминающем забытый портрет в стиле «Дориана Грея». Это двойственность вызывает ассоциации с метаморфозами Доктора Джекила и Мистера Хайда, создавая резкий контраст между ушедшей славой и безжалостной современностью.

Технические детали процесса клонирования впечатляют: звуки, напоминающие «бульканье, треск и хруст», усиливают ощущение телесного ужаса. Фильм предостерегает: «Кто боится иголок, тому лучше держаться подальше от The Substance» – что добавляет провокационное предупреждение в атмосферу шокирующей эстетики. Постоянное внимание к механике клонирования органично сочетается с критикой индустрий развлечений, косметики и медицины, безжалостно эксплуатирующих привлекательность молодых женщин. При этом женские персонажи остаются ограниченными лишь своей внешностью, не раскрывая глубины личных переживаний.

Актерские перевоплощения ярко выделяются на фоне сюрреалистического повествования: Деми Мур в роли Элизабет Спаркл демонстрирует самоиронию, пародируя свой публичный имидж, который отмечают как лучшую экранную работу за последние десятилетия. Маргарет Куэлли, воплотившая Сью, поражает своим «злым юмором», а Деннис Куэйд, играющий грубоватого продюсера, в сцене с ассистенткой по имени Изабелла заявляет: «Кто имеет время говорить это», мгновенно заменяя её имя на Синди и подчеркивая свою вызывающую манеру.

Фильм, продолжительностью чуть более двух часов, изобилует стильными визуальными решениями, чередующимися с моментами поверхностного повествования. В последних 30 минутах напряжение между двумя версиями героини перерастает в кровавый монстр-кинематографический финал, наполненный гротескными образами, отсылающими к работам Дэвида Кроненберга и Джона Карпентера. Восхитительно безвкусная эстетика композиции позволяет картине оставаться незабываемой, несмотря на неоднозначность восприятия.

Для любителей нестандартного кино могут быть интересны такие картины, как «Kinds of Kindness» – почти невыносимо жестокая, «Megalopolis» – претенциозный и зловещий экспонат, и «Furiosa: A Mad Max Saga» – более утомительная, чем волнующая. Подписка на рассылку The Essential List позволит получать эксклюзивные обзоры, подборки материалов и видео дважды в неделю.


Новое на сайте