В 1980-х годах, когда правительство США поддерживало военную диктатуру в Сальвадоре, простые американцы создали уникальную систему помощи жертвам репрессий. Историк Молли Тодд описывает, как это движение зародилось еще в 1960-х, когда крестьяне, рабочие, прогрессивные католики и интеллектуалы Сальвадора объединились против олигархии «четырнадцати семей».

В ответ на народные протесты правительство Сальвадора развернуло масштабные карательные операции. Сотни тысяч сальвадорцев подверглись пыткам, убийствам и насильственному переселению. Левые организации объединились под знаменем Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) и начали создавать альтернативные органы местного самоуправления.
Американские активисты, узнав о происходящем от беженцев из Сальвадора, были возмущены поддержкой репрессий со стороны своего правительства. Теолог Роберт Макафи Браун сформулировал концепцию «свидетельствования» – физического присутствия рядом с жертвами без попыток навязывать им решения.
Движение городов-побратимов, зародившееся после Второй мировой войны для примирения враждовавших европейских городов, в 1980-х обрело новый смысл. Американские города устанавливали прямые связи с сальвадорскими общинами, чтобы защитить их от репрессий.
Одним из первых примеров стало побратимство Мэдисона (Висконсин) и небольшой деревни Аркатао на границе с Гондурасом. Военные выселили всех жителей Аркатао, но те позже вернулись в знак протеста. Член школьного совета Мэдисона Мэри Кей Баум, преодолев военную блокаду, лично доставила в Аркатао официальное соглашение о побратимстве.
Американские активисты собирали средства на гуманитарную помощь и протестовали против финансирования сальвадорской армии. Их присутствие в деревнях сдерживало военных, опасавшихся международного скандала.
По оценке Молли Тодд, эта кампания заставила правительство США требовать от сальвадорских властей соблюдения базовых прав человека в обмен на помощь. Но главное – она укрепила низовое сопротивление и создала прочные связи между простыми людьми двух стран.

Изображение носит иллюстративный характер
В ответ на народные протесты правительство Сальвадора развернуло масштабные карательные операции. Сотни тысяч сальвадорцев подверглись пыткам, убийствам и насильственному переселению. Левые организации объединились под знаменем Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) и начали создавать альтернативные органы местного самоуправления.
Американские активисты, узнав о происходящем от беженцев из Сальвадора, были возмущены поддержкой репрессий со стороны своего правительства. Теолог Роберт Макафи Браун сформулировал концепцию «свидетельствования» – физического присутствия рядом с жертвами без попыток навязывать им решения.
Движение городов-побратимов, зародившееся после Второй мировой войны для примирения враждовавших европейских городов, в 1980-х обрело новый смысл. Американские города устанавливали прямые связи с сальвадорскими общинами, чтобы защитить их от репрессий.
Одним из первых примеров стало побратимство Мэдисона (Висконсин) и небольшой деревни Аркатао на границе с Гондурасом. Военные выселили всех жителей Аркатао, но те позже вернулись в знак протеста. Член школьного совета Мэдисона Мэри Кей Баум, преодолев военную блокаду, лично доставила в Аркатао официальное соглашение о побратимстве.
Американские активисты собирали средства на гуманитарную помощь и протестовали против финансирования сальвадорской армии. Их присутствие в деревнях сдерживало военных, опасавшихся международного скандала.
По оценке Молли Тодд, эта кампания заставила правительство США требовать от сальвадорских властей соблюдения базовых прав человека в обмен на помощь. Но главное – она укрепила низовое сопротивление и создала прочные связи между простыми людьми двух стран.