В Нью-Мексико, в 80 километрах к югу от знаменитого каньона Чако, современные технологии помогли обнаружить древнюю «священную дорогу», построенную коренными американцами около 1000 лет назад. Исследование, опубликованное 24 января в журнале Antiquity, показало, что дорога имеет уникальную астрономическую ориентацию – она выровнена по линии восхода солнца в день зимнего солнцестояния над горой Тейлор.

Археологи из Дартмутского колледжа под руководством Роберта Вейнера использовали лидарную съемку – технологию, основанную на лазерном сканировании, которая позволяет «видеть» сквозь растительность. Благодаря этому методу удалось установить, что древняя дорога на участке Гаско простирается почти на 6 километров, а не на несколько сотен метров, как считалось ранее.
Еще более удивительным открытием стало обнаружение второй параллельной дороги, расположенной в 35 метрах к югу от первой. Обе дороги имеют внушительную ширину – около 9 метров, что значительно превышает практические потребности общества, не использовавшего колесный транспорт и вьючных животных.
Дороги были созданы культурой Чако, процветавшей между 850 и 1250 годами нашей эры. Они высечены непосредственно в песчаниковой породе и окаймлены насыпями из извлеченного при строительстве материала. Вдоль дорог обнаружены особые святилища – «эррадурас», имеющие форму подковы.
По мнению исследователей, двойная система дорог могла отражать дуалистический принцип в верованиях народа Чако: одна дорога использовалась зимой, другая – летом. Найденные вдоль дорог керамические осколки и обработанные камни, вероятно, служили подношениями во время ритуальных процессий.
Антрополог Стивен Лексон из Университета Колорадо в Боулдере отмечает, что доисторическая сеть дорог, созданная народом Чако, охватывает территорию размером примерно с штат Огайо. Даже небольшой участок этой сети содержит богатейший археологический материал.
Современные потомки создателей этих дорог – различные группы пуэбло, включая хопи и зуни, а также народ динэ (навахо) – до сих пор населяют эти земли. Однако существует серьезная угроза сохранности древних дорог: энергетические проекты на государственных землях могут уничтожить этот важнейший элемент истории коренных народов Америки.

Изображение носит иллюстративный характер
Археологи из Дартмутского колледжа под руководством Роберта Вейнера использовали лидарную съемку – технологию, основанную на лазерном сканировании, которая позволяет «видеть» сквозь растительность. Благодаря этому методу удалось установить, что древняя дорога на участке Гаско простирается почти на 6 километров, а не на несколько сотен метров, как считалось ранее.
Еще более удивительным открытием стало обнаружение второй параллельной дороги, расположенной в 35 метрах к югу от первой. Обе дороги имеют внушительную ширину – около 9 метров, что значительно превышает практические потребности общества, не использовавшего колесный транспорт и вьючных животных.
Дороги были созданы культурой Чако, процветавшей между 850 и 1250 годами нашей эры. Они высечены непосредственно в песчаниковой породе и окаймлены насыпями из извлеченного при строительстве материала. Вдоль дорог обнаружены особые святилища – «эррадурас», имеющие форму подковы.
По мнению исследователей, двойная система дорог могла отражать дуалистический принцип в верованиях народа Чако: одна дорога использовалась зимой, другая – летом. Найденные вдоль дорог керамические осколки и обработанные камни, вероятно, служили подношениями во время ритуальных процессий.
Антрополог Стивен Лексон из Университета Колорадо в Боулдере отмечает, что доисторическая сеть дорог, созданная народом Чако, охватывает территорию размером примерно с штат Огайо. Даже небольшой участок этой сети содержит богатейший археологический материал.
Современные потомки создателей этих дорог – различные группы пуэбло, включая хопи и зуни, а также народ динэ (навахо) – до сих пор населяют эти земли. Однако существует серьезная угроза сохранности древних дорог: энергетические проекты на государственных землях могут уничтожить этот важнейший элемент истории коренных народов Америки.