Ssylka

Как древние водяные колеса обеспечивали водой целые города?

Водяные колеса-нории, появившиеся в Древнем Египте около IV века до н. э., стали одним из важнейших гидротехнических изобретений древности. Археологические находки в оазисе Эль-Файюм, расположенном в 80 километрах от Каира, подтверждают их существование уже в III веке до н. э. Древние фрески Александрии II века до н. э. сохранили изображения этих инженерных сооружений.
Как древние водяные колеса обеспечивали водой целые города?
Изображение носит иллюстративный характер

Римляне усовершенствовали конструкцию около 300 года н. э., заменив деревянные ковши на керамические сосуды. Значительный вклад в развитие технологии внесли арабские ученые: в XI веке Ибн Бассаль добавил маховик для равномерного вращения, а в начале XIII века Аль-Джазари внедрил кривошипный механизм.

Наибольшее распространение нории получили в сирийском городе Хама на реке Эль-Аси, где первые конструкции появились в конце IX века. Высокие берега реки создавали идеальные условия для их использования. Древние мозаики города Апамея, находящегося в 55 километрах от Хамы, демонстрируют практически идентичные современным конструкции норий.

Самая известная нория Хамы – Аль-Мухаммадия, построенная в 1361 году, имела диаметр 21 метр и 120 водосборных камер. Она совершала полный оборот за минуту и почти 500 лет считалась самым высоким водяным колесом в мире, пока в 1854 году не построили 22,1-метровое колесо Лакси на острове Мэн.

Производительность норий впечатляла: объем одного ковша составлял 4-12 литров, а скорость подъема воды достигала 50-200 тысяч литров в час. Уже в X веке существовали установки, способные обеспечить водой город с населением до 25 тысяч человек.

Для изготовления осей и подшипников использовали древесину грецкого ореха, обладающую высокой прочностью и природной стойкостью к гниению. Остальные элементы делали из дуба и сосны. При активной эксплуатации деревянные детали требовали замены каждые 15 лет, этим занимались потомственные династии плотников Хамы.

К 1930-м годам в городе работало 20 норий, но появление механических насосов и строительство плотины в Эр-Растане в 1960 году привело к снижению их числа. После реставрации 1977-1981 годов сохранилось 6 действующих установок. В 2006 году нория Аль-Мухаммадия получила статус исторического памятника инженерного искусства от Американского общества инженеров-механиков, а в 1999 году Сирия подала заявку на включение норий Хамы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Новое на сайте

18684Критическая уязвимость в плагине King Addons для Elementor позволяет хакерам получать... 18683Столетний температурный рекорд долины смерти оказался результатом человеческой ошибки 18682Почему пользователи чаще эксплуатируют алгоритмы с «женскими» признаками, чем с... 18681Как превратить подрывную технологию ИИ в контролируемый стратегический ресурс? 18680Телескоп Джеймс Уэбб раскрыл детали стремительного разрушения атмосферы уникальной... 18679Почему диета из сырых лягушек привела к тяжелому поражению легких? 18678Способны ли три критические уязвимости в Picklescan открыть дорогу атакам на цепочки... 18677Как поддельные инструменты EVM на crates.io открывали доступ к системам тысяч... 18676Закон максимальной случайности и универсальная математика разрушения материалов 18675Символ падения власти: тайна древнего захоронения женщины с перевернутой диадемой 18674Индия вводит жесткую привязку мессенджеров к активным SIM-картам для борьбы с... 18673Почему вернувшаяся кампания GlassWorm угрожает разработчикам через 24 вредоносных... 18672Способен ли простой текстовый промпт скрыть вредоносное по в репозитории от проверки... 18671Уникальная операция по захвату северокорейских хакеров Lazarus в виртуальную ловушку в... 18670Уникальный погребальный ритуал времен царства керма обнаружен в суданской пустыне Байуда