Ssylka

Как древние водяные колеса обеспечивали водой целые города?

Водяные колеса-нории, появившиеся в Древнем Египте около IV века до н. э., стали одним из важнейших гидротехнических изобретений древности. Археологические находки в оазисе Эль-Файюм, расположенном в 80 километрах от Каира, подтверждают их существование уже в III веке до н. э. Древние фрески Александрии II века до н. э. сохранили изображения этих инженерных сооружений.
Как древние водяные колеса обеспечивали водой целые города?
Изображение носит иллюстративный характер

Римляне усовершенствовали конструкцию около 300 года н. э., заменив деревянные ковши на керамические сосуды. Значительный вклад в развитие технологии внесли арабские ученые: в XI веке Ибн Бассаль добавил маховик для равномерного вращения, а в начале XIII века Аль-Джазари внедрил кривошипный механизм.

Наибольшее распространение нории получили в сирийском городе Хама на реке Эль-Аси, где первые конструкции появились в конце IX века. Высокие берега реки создавали идеальные условия для их использования. Древние мозаики города Апамея, находящегося в 55 километрах от Хамы, демонстрируют практически идентичные современным конструкции норий.

Самая известная нория Хамы – Аль-Мухаммадия, построенная в 1361 году, имела диаметр 21 метр и 120 водосборных камер. Она совершала полный оборот за минуту и почти 500 лет считалась самым высоким водяным колесом в мире, пока в 1854 году не построили 22,1-метровое колесо Лакси на острове Мэн.

Производительность норий впечатляла: объем одного ковша составлял 4-12 литров, а скорость подъема воды достигала 50-200 тысяч литров в час. Уже в X веке существовали установки, способные обеспечить водой город с населением до 25 тысяч человек.

Для изготовления осей и подшипников использовали древесину грецкого ореха, обладающую высокой прочностью и природной стойкостью к гниению. Остальные элементы делали из дуба и сосны. При активной эксплуатации деревянные детали требовали замены каждые 15 лет, этим занимались потомственные династии плотников Хамы.

К 1930-м годам в городе работало 20 норий, но появление механических насосов и строительство плотины в Эр-Растане в 1960 году привело к снижению их числа. После реставрации 1977-1981 годов сохранилось 6 действующих установок. В 2006 году нория Аль-Мухаммадия получила статус исторического памятника инженерного искусства от Американского общества инженеров-механиков, а в 1999 году Сирия подала заявку на включение норий Хамы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Новое на сайте

18302Можно ли предсказать извержение вулкана по его сейсмическому шёпоту? 18301Как случайное открытие позволило уместить радугу на чипе и решить проблему... 18300Визуальная летопись мира: триумфаторы 1839 Photography Awards 18299Загадка шагающих истуканов Рапа-Нуи 18298Двойное кометное зрелище украшает осеннее небо 18297Двигатель звездного роста: раскрыта тайна запуска протозвездных джетов 18296Нейробиология пробуждения: как мозг переходит от сна к бодрствованию 18295Как сервис для получения SMS-кодов стал оружием для мошенников по всему миру? 18294Сообщения в iOS 26: от ИИ-фонов до групповых опросов 18293Почему для исправления «техношеи» нужно укреплять мышцы, а не растягивать их? 18292Как новорожденная звезда подала сигнал из эпицентра мощнейшего взрыва? 18291Нотный рецепт: как наука превращает музыку в обезболивающее 18290Что превращает кофейное зерно в идеальный напиток? 18289Как пробуждение древних микробов и тайны черных дыр меняют наше будущее? 18288Как 3500-летняя крепость в Синае раскрывает секреты египетской военной мощи?