Ssylka

Чьим отражением служит сверхразумный ИИ: коммунизма или капитализма?

Научная фантастика исторически использовала концепцию обществ, управляемых сверхразумным искусственным интеллектом, как мощную политическую аллегорию. Со временем эта аналогия эволюционировала: страх перед советским коммунизмом середины XX века сменился критикой глобального капитализма, движимого алгоритмами.
Чьим отражением служит сверхразумный ИИ: коммунизма или капитализма?
Изображение носит иллюстративный характер

Анализ литературоведа Джерри Канавана, проведенный в 2015 году, показывает, как американская научная фантастика того периода изображала компьютерные диктатуры в качестве метафоры коммунистического строя. Ярким примером служит эпизод «Яблоко» из оригинального сериала «Звёздный путь» 1967 года. В нем компьютер по имени Ваал правит обществом, поддерживая его в идиллическом, но примитивном и неизменном состоянии.

Капитан Кирк уничтожает Ваала, заявляя местным жителям, что теперь они смогут насладиться тем, «что мы называем свободой». Канаван интерпретирует мораль этого эпизода как «несколько ошеломляющую»: «Коммунизм, может, и сделает вас счастливыми, но он не сделает вас хорошими». Это прямолинейное осуждение отражало доминирующие настроения эпохи.

Более сложный взгляд представлен в рассказе Айзека Азимова «Неизбежный конфликт» 1950 года. В нем описывается доброжелательная диктатура искусственного интеллекта, где «машины с совершенным знанием» управляют человечеством ради его же блага. Это порождает философский спор: один из персонажей утверждает, что человечество «потеряло право голоса в собственном будущем».

В ответ ему возражают, что этот контроль всегда был иллюзией, поскольку человечество и так находилось «во власти экономических и социологических сил, которых оно не понимало». Этот аргумент предвосхитил будущую смену парадигмы в изображении машинного интеллекта, сместив акцент с политического контроля на экономический.

К концу XX века аналогия сместилась. Идеи либертарианского экономиста Фридриха Хайека, высказанные еще в 1967 году, обрели новую актуальность. Хайек утверждал, что величайшие достижения человечества являются результатом не централизованного планирования, а сложного рыночного процесса, в котором индивидуумы играют свою роль, не понимая системы в целом. Рынок, по сути, действует как «бог-компьютер», организующий человеческую деятельность по своей собственной логике.

Эта концепция нашла отражение в романе Чарльза Стросса «Accelerando» 2005 года. По сюжету, инопланетный вирус заражает экономику, превращая корпорации — «достаточно сложные алгоритмы распределения ресурсов» — в разумных существ. Эти новоявленные сущности вступают в высокоскоростные финансовые торги, которые в конечном итоге разрушают Землю, вынуждая человечество бежать.

По мнению Канавана, система в романе Стросса функционирует «в совершенно хайекианских терминах», но с одним ключевым отличием: агентами в ней выступают уже не люди, а «корпоративные финансовые алгоритмы». Таким образом, сверхчеловеческий интеллект, управляющий судьбами, стал метафорой не коммунистического Политбюро, а безличных сил глобального капитализма.

Параллели с реальным миром очевидны. Высокоскоростные торговые алгоритмы, анализирующие данные и совершающие сделки за микросекунды, являются почти буквальным воплощением идей Стросса. Известны случаи, когда такие алгоритмы вступали в «войны» друг с другом, приводя к обвалам на рынках. Сами корпорации можно рассматривать как «бессмертные, небиологические организмы», движимые императивами роста, потребления ресурсов и самосохранения.

В ответ на эту реальность некоторые марксистские мыслители предложили концепцию «акселерационизма». Идея заключается не в уничтожении системы, а в том, чтобы взять огромную вычислительную мощь алгоритмического капитализма и перенаправить ее на достижение позитивных целей, таких как «материальное изобилие и экологическое здоровье».

Эта альтернативная политическая визия также нашла свое отражение в фантастике. В романе Кима Стенли Робинсона «2312» «бог-компьютер, подобный Ваалу», представлен не как сила стагнации, а как инструмент для «человеческого процветания». Круг замкнулся: образ, некогда символизировавший угрозу, был переосмыслен как потенциальный инструмент освобождения.

В то время как американская фантастика использовала жанр для политических аллегорий, в других частях мира он выполнял иные функции. Согласно статье Ливии Гершон «Китайская научная фантастика до,,Задачи трёх тел"» от 5 марта 2024 года, в Китае этот жанр долгое время рассматривался как средство распространения современных знаний. История китайской научной фантастики насчитывает более века — первые романы в этом жанре были написаны как минимум в 1902 году.


Новое на сайте

18817Искусственный интеллект в математике: от олимпиадного золота до решения вековых проблем 18816Радиоактивный след в Арктике: путь цезия-137 от лишайника через оленей к коренным народам 18815Критическая уязвимость WatchGuard CVE-2025-14733 с рейтингом 9.3 уже эксплуатируется в... 18814Что подготовило ночное небо на праздники 2025 года и какие астрономические явления нельзя... 18813Зачем нубийские христиане наносили татуировки на лица младенцев 1400 лет назад? 18812Как увидеть метеорный поток Урсиды в самую длинную ночь 2025 года? 18811Кто стоял за фишинговой империей RaccoonO365 и как спецслужбы ликвидировали угрозу... 18810Как злоумышленники могут использовать критическую уязвимость UEFI для взлома плат ASRock,... 18809Как наблюдать максимальное сближение с землей третьей межзвездной кометы 3I/ATLAS? 18808Передовая римская канализация не спасла легионеров от тяжелых кишечных инфекций 18807Способен ли вулканический щебень на дне океана работать как гигантская губка для... 18806Зонд NASA Europa Clipper успешно запечатлел межзвездную комету 3I/ATLAS во время полета к... 18805Может ли перенос лечения на первую половину дня удвоить выживаемость при раке легких? 18804Новая китайская группировка LongNosedGoblin использует легальные облачные сервисы для... 18803Генетический анализ раскрыл древнейший случай кровосмешения первой степени в итальянской...