Ssylka

От ушной серы до ChapStick: каков был путь гигиенической помады?

Практика защиты губ с помощью жирных или восковых субстанций зародилась в древности, однако прямых доказательств сохранилось мало. По словам Алисии Шульт, исследователя архивов и эксперта по древним средствам из LBCC Historical Apothecary, исторические записи фрагментарны, поскольку органические материалы, такие как масла и воски, быстро разлагаются, а многие культуры не документировали свои ритуалы личной гигиены. Ранние мази часто имели общее назначение, стирая грань между уходом, косметикой и медициной.
От ушной серы до ChapStick: каков был путь гигиенической помады?
Изображение носит иллюстративный характер

Археологические находки свидетельствуют, что еще в эпоху неолита жители Средиземноморья использовали пчелиный воск для гидроизоляции керамики. Это говорит о том, что они понимали его герметизирующие свойства и, вероятно, применяли эти знания для ухода за телом. Рецепты на основе восков и масел для ухода за губами независимо друг от друга появлялись в таких разных культурах, как Древний Египет, Индия и Китай.

К XVI веку в европейских текстах начали появляться конкретные рецепты бальзамов для губ. В историческом труде «Секреты преподобного мастера Алексиса из Пьемонта» описывалось средство для исцеления «губ, которые потрескались и полны трещин из-за холода или ветра». В состав сложных рецептов для состоятельных людей входила основа из воска и оливкового масла, смешанная с такими ингредиентами, как мозг гуся и оленя, серебро, мирра, порошок имбиря и мед.

Простые люди вплоть до XIX века использовали народные средства, рецепты которых передавались из уст в уста или публиковались в рукописных книгах и альманахах. Именно на основе старого рецепта из альманаха был создан знаменитый бальзам Burt's Bees. В 1833 году писательница и аболиционистка Лидия Мария Чайлд (1802 г. р.), известная своим трудом «Призыв в пользу того класса американцев, которых называют африканцами» (1833), в своей книге по домоводству «Американская экономная домохозяйка» (1829) дала совет использовать в качестве бальзама для губ собственную ушную серу.

По словам Алисии Шульт, базовая формула, состоящая из воска или жира и масла, была исторически узнаваема в самых разных культурах, что создавало основу для будущей стандартизации. Конец XVIII и XIX века, с развитием индустриализации, почтовых заказов и универмагов, ознаменовался появлением коммерческих брендов средств личной гигиены. Бальзамы для губ изначально продавались в виде твердых брусков, завернутых в бумагу, или в виде пасты в небольших банках.

Ключевой фигурой в истории гигиенической помады стал доктор Чарльз Браун Флит из Линчберга, штат Вирджиния. В 1869 году он открыл аптеку и разработал бальзам для губ с мягкой восковой текстурой и желтоватым цветом. Будучи неуспешным продавцом, Флит в 1912 году продал рецепт своему партнеру. Жена партнера предложила гениальную идею: формовать бальзам в портативные стики с помощью латунных трубок.

Так родился бренд ChapStick, который с 1930-х годов стал стандартом в США. Его название стало синонимом самого продукта — процесс, известный как превращение бренда в имя нарицательное. Примерно в то же время, на рубеже XX века, на международном рынке появились свои аналоги: LypSyl в Европе и Yojiya в Японии.

В XX веке ассортимент бальзамов для губ значительно расширился. Появились новые форматы упаковки, такие как выжимные тюбики и шариковые аппликаторы. В составы стали добавлять лечебные компоненты для борьбы с герпесом и акне, а также ароматизаторы, отдушки и глянцевые красители. Культовым продуктом 1990-х годов стал бальзам Bonne Bell Lip Smackers с его разнообразием фруктовых вкусов.

В 1990-х годах возникло общественное беспокойство по поводу того, что ароматизированные бальзамы могут вызывать привыкание. Однако в начале 2000-х врачи пришли к выводу, что эти опасения беспочвенны. Реальная проблема заключалась в другом: приятный вкус заставляет людей чаще облизывать губы. Слюна, испаряясь, разрушает защитный слой бальзама и еще больше сушит кожу, усугубляя растрескивание.

Современные потребители, скептически относящиеся к промышленным брендам и химическим добавкам, все чаще выбирают продукты «назад к основам». Потенциальными раздражителями в составе бальзамов могут выступать не только ароматические добавки, такие как корица или мята, но и «успокаивающие» компоненты вроде камфоры и ментола. Этот тренд способствовал росту популярности брендов, подобных Burt's Bees, которые сделали ставку на натуральные составы.

Сегодня исследователи продолжают работать над новыми смесями воска, жира и масла. Основное внимание уделяется не только эффективности формул, но и их экологической устойчивости, открывая новую главу в многовековой истории защиты губ.


Новое на сайте

18809Как наблюдать максимальное сближение с землей третьей межзвездной кометы 3I/ATLAS? 18808Передовая римская канализация не спасла легионеров от тяжелых кишечных инфекций 18807Способен ли вулканический щебень на дне океана работать как гигантская губка для... 18806Зонд NASA Europa Clipper успешно запечатлел межзвездную комету 3I/ATLAS во время полета к... 18805Может ли перенос лечения на первую половину дня удвоить выживаемость при раке легких? 18804Новая китайская группировка LongNosedGoblin использует легальные облачные сервисы для... 18803Генетический анализ раскрыл древнейший случай кровосмешения первой степени в итальянской... 18802Скрытые формы природного интеллекта и ловушки информационной эры 18801Как хакерам из северной Кореи удалось похитить рекордные 2,02 миллиарда долларов в 2025... 18800Hewlett Packard Enterprise устраняет уязвимость максимального уровня критичности в по... 18799Как первые подробные карты «точки невозврата» на солнце помогут защитить земные технологии 18798Динамическая защита как единственный ответ на бесконтрольное разрастание искусственного... 18797Древнее сближение солнца с гигантскими звездами раскрыло тайну аномалии местного космоса 18796Северокорейские хакеры Kimsuky внедрили QR-фишинг для распространения трояна DocSwap 18795Как китайская кибергруппировка использует критическую уязвимость CVE-2025-20393