Ssylka

Как мюзикл «кабаре» разоблачает соблазнительную природу фашизма?

Фильм Боба Фосса «Кабаре» 1972 года, основанный на одноименном мюзикле Джона Кандера, Фреда Эбба и Джо Мастероффа, использует свои музыкальные номера для демонстрации зловещей привлекательности фашизма. Все песни в произведении являются диегетическими, то есть они существуют в мире персонажей и слышны им. Этот прием превращает номера из простого развлечения в мощный инструмент критики, который показывает, как легко безразличие и гедонизм перерастают в активное соучастие.
Как мюзикл «кабаре» разоблачает соблазнительную природу фашизма?
Изображение носит иллюстративный характер

Центральной фигурой, олицетворяющей это безразличие, является Салли Боулз, певица из Kit Kat Klub. В сценической версии она называет свое кабаре «самым неполитическим местом в Берлине», что является глубокой ошибкой. Ее жизненная философия, выраженная в песне «(Life is a) Cabaret», — это призыв к бегству от реальности через «секс и выпивку». Это не осознанное противостояние войне и политике, а позиция безразличия, которая, по мнению литературоведа Стивена Беллетто, «воспроизводит декадентскую логику фашизма».

Самая прямая критика нацистской эстетики происходит в сцене в пивном саду за пределами Берлина. Персонажи Брайан Робертс, являющийся прототипом писателя Кристофера Ишервуда, и барон Макс фон Хойне наблюдают, как светловолосый юноша начинает петь песню, изначально звучащую как невинная пасторальная идиллия.

Постепенно камера раскрывает детали: сначала галстук, затем униформу и, наконец, нацистскую повязку на руке певца. Соло перерастает в леденящий душу националистический призыв, когда вся толпа присоединяется к пению, сливаясь в единый голос. Ключевая строчка «Отечество, Отечество, яви нам знак» завершает трансформацию. Беллетто анализирует это как демонстрацию того, как фашистское искусство «поглощает индивидуальность, поощряя фантазию о том, что человек может достичь полного отождествления с коллективом».

Представления в самом Kit Kat Klub, пространстве «агрессивной стилизации», более неоднозначны. Они колеблются между сатирой и соучастием. Конферансье (Emcee) — ключевая фигура этой двусмысленности. Его вступительный номер «Wilkommen» предлагает чистый эскапизм со словами «Оставьте свои проблемы снаружи», в то время как за стенами клуба стоит холодная зима.

Во время танцевального номера «Slaphappy» конферансье одет в баварский костюм, что напрямую отсылает к нацистской идеализации альпийских регионов Германии. Одновременно с этим за пределами клуба коричневорубашечники жестоко избивают его владельца за то, что тот отказался их впустить. Развлечение внутри маскирует насилие снаружи.

Двусмысленность достигает пика в номере, пародирующем танец «Tiller Girls». Конферансье, одетый в женское платье, исполняет танец с тростью. Внезапно выступление меняется: шляпки танцовщиц превращаются в шлемы, трости — в винтовки, а сам танец — в гусиный шаг. Стивен Беллетто отмечает: «то, что с одной стороны выглядит как костюм танцовщицы Tiller Girl, с другой может выглядеть как форма штурмовика».

Наиболее шокирующим является номер «If You Could See Her». Конферансье танцует с артисткой в костюме гориллы, а в конце выдает пуанту: «Она совсем не похожа на еврейку». Эта фраза оставляет зрителя в недоумении, является ли песня «одобрением версии фашистской эстетики или же ее критикой». Именно эта неопределенность и является главной целью.

Основная техника «Кабаре», по определению Беллетто, заключается в «радикальной реконтекстуализации». Произведение представляет зрителю нечто в одном контексте — красивую песню, танец, — а затем радикально меняет его, чтобы раскрыть тревожный политический смысл.

Таким образом, «Кабаре» заставляет аудиторию почувствовать дискомфорт и соучастие, размывая границы между представлением, политикой, критикой и соблазном. В этом контексте работа выходит за рамки традиционного мюзикла. В то время как, по мнению журналистки Эрин Блейкмор в статье от 24 декабря 2015 года, фильм «Встреть меня в Сент-Луисе» первым стер границы между драмой и мюзиклом, «Кабаре» довел эту интеграцию до нового, политически заряженного уровня.


Новое на сайте

18791Почему на склоне холма в Линкольншире был зарыт уникальный клад англосаксонского золота? 18790Почему «снежная каша» в недрах титана может оказаться лучшим местом для жизни, чем... 18789Почему истинное понимание сложных когнитивных функций мозга требует выхода науки за... 18788Шерстяная одежда жертв Везувия оживила споры о дате гибели Помпей 18787Способна ли контекстная киберразведка превратить работу SOC из реагирования на инциденты... 18786Тысячи пользователей Firefox стали жертвами скрытой вредоносной кампании GhostPoster 18785Древние пчелы использовали кости мертвых грызунов для создания многоуровневых гнезд 18784Как устроен обнаруженный учеными навигационный «тумблер» в мозгу и поможет ли он в... 18783Что скрывали под водой руины солнечного храма фараона ниусера и обнаруженный там... 18782Что рассказала астрономам самая далекая сверхновая GRB 250314A? 18781Как злоумышленники захватывают облака AWS для майнинга всего за 10 минут? 18780Космическая бабочка региона Idaeus Fossae как доказательство водного прошлого Марса 18779Феноменальный взлет стартапа Mercor до оценки в 10 миллиардов долларов за счет... 18778Внедрение защиты данных и конфиденциальности непосредственно в процесс написания... 18777Критический обход аутентификации SAML SSO в устройствах Fortinet FortiGate под активной...