Ssylka

Как мюзикл «кабаре» разоблачает соблазнительную природу фашизма?

Фильм Боба Фосса «Кабаре» 1972 года, основанный на одноименном мюзикле Джона Кандера, Фреда Эбба и Джо Мастероффа, использует свои музыкальные номера для демонстрации зловещей привлекательности фашизма. Все песни в произведении являются диегетическими, то есть они существуют в мире персонажей и слышны им. Этот прием превращает номера из простого развлечения в мощный инструмент критики, который показывает, как легко безразличие и гедонизм перерастают в активное соучастие.
Как мюзикл «кабаре» разоблачает соблазнительную природу фашизма?
Изображение носит иллюстративный характер

Центральной фигурой, олицетворяющей это безразличие, является Салли Боулз, певица из Kit Kat Klub. В сценической версии она называет свое кабаре «самым неполитическим местом в Берлине», что является глубокой ошибкой. Ее жизненная философия, выраженная в песне «(Life is a) Cabaret», — это призыв к бегству от реальности через «секс и выпивку». Это не осознанное противостояние войне и политике, а позиция безразличия, которая, по мнению литературоведа Стивена Беллетто, «воспроизводит декадентскую логику фашизма».

Самая прямая критика нацистской эстетики происходит в сцене в пивном саду за пределами Берлина. Персонажи Брайан Робертс, являющийся прототипом писателя Кристофера Ишервуда, и барон Макс фон Хойне наблюдают, как светловолосый юноша начинает петь песню, изначально звучащую как невинная пасторальная идиллия.

Постепенно камера раскрывает детали: сначала галстук, затем униформу и, наконец, нацистскую повязку на руке певца. Соло перерастает в леденящий душу националистический призыв, когда вся толпа присоединяется к пению, сливаясь в единый голос. Ключевая строчка «Отечество, Отечество, яви нам знак» завершает трансформацию. Беллетто анализирует это как демонстрацию того, как фашистское искусство «поглощает индивидуальность, поощряя фантазию о том, что человек может достичь полного отождествления с коллективом».

Представления в самом Kit Kat Klub, пространстве «агрессивной стилизации», более неоднозначны. Они колеблются между сатирой и соучастием. Конферансье (Emcee) — ключевая фигура этой двусмысленности. Его вступительный номер «Wilkommen» предлагает чистый эскапизм со словами «Оставьте свои проблемы снаружи», в то время как за стенами клуба стоит холодная зима.

Во время танцевального номера «Slaphappy» конферансье одет в баварский костюм, что напрямую отсылает к нацистской идеализации альпийских регионов Германии. Одновременно с этим за пределами клуба коричневорубашечники жестоко избивают его владельца за то, что тот отказался их впустить. Развлечение внутри маскирует насилие снаружи.

Двусмысленность достигает пика в номере, пародирующем танец «Tiller Girls». Конферансье, одетый в женское платье, исполняет танец с тростью. Внезапно выступление меняется: шляпки танцовщиц превращаются в шлемы, трости — в винтовки, а сам танец — в гусиный шаг. Стивен Беллетто отмечает: «то, что с одной стороны выглядит как костюм танцовщицы Tiller Girl, с другой может выглядеть как форма штурмовика».

Наиболее шокирующим является номер «If You Could See Her». Конферансье танцует с артисткой в костюме гориллы, а в конце выдает пуанту: «Она совсем не похожа на еврейку». Эта фраза оставляет зрителя в недоумении, является ли песня «одобрением версии фашистской эстетики или же ее критикой». Именно эта неопределенность и является главной целью.

Основная техника «Кабаре», по определению Беллетто, заключается в «радикальной реконтекстуализации». Произведение представляет зрителю нечто в одном контексте — красивую песню, танец, — а затем радикально меняет его, чтобы раскрыть тревожный политический смысл.

Таким образом, «Кабаре» заставляет аудиторию почувствовать дискомфорт и соучастие, размывая границы между представлением, политикой, критикой и соблазном. В этом контексте работа выходит за рамки традиционного мюзикла. В то время как, по мнению журналистки Эрин Блейкмор в статье от 24 декабря 2015 года, фильм «Встреть меня в Сент-Луисе» первым стер границы между драмой и мюзиклом, «Кабаре» довел эту интеграцию до нового, политически заряженного уровня.


Новое на сайте

16950Физический движок в голове: как мозг разделяет твердые предметы и текучие вещества 16949Скрыты ли в нашей днк ключи к лечению ожирения и последствий инсульта? 16948Почему символ американской свободы был приговорен к уничтожению? 16947Рукотворное убежище для исчезающих амфибий 16946Какую тайну хранит жестокая жизнь и загадочная смерть сестер каменного века? 16945Скрывает ли Плутон экваториальный пояс из гигантских ледяных клинков? 16944Взгляд на зарю вселенной телескопом Джеймса Уэбба 16943От сада чудес до протеина из атмосферы 16942Кратковременный сон наяву: научное объяснение пустоты в мыслях 16941Спутники Starlink создают непреднамеренную угрозу для радиоастрономии 16940Аутентификационная чума: бэкдор Plague год оставался невидимым 16939Фиолетовый страж тайских лесов: редкий краб-принцесса явился миру 16938Хроники мангровых лесов: победители фотоконкурса 2025 года 16937Танцевали ли планеты солнечной системы идеальный вальс? 16936Ай-ай: причудливый лемур, проклятый своим пальцем