Ssylka

Новая жизнь реки: восстановление транспортировки осадков после сноса дамбы Оллоки

Снос дамбы Оллоки в районе Лейцарана (Гипускоа) проводился в летние сезоны 2018 и 2019 годов для восстановления естественной динамики реки и улучшения условий обитания лосося. Европейские политики по восстановлению природных экосистем способствовали инициированию подобных проектов.
Новая жизнь реки: восстановление транспортировки осадков после сноса дамбы Оллоки
Изображение носит иллюстративный характер

Географ Аскуа Ибисате, специалист по флювиальной геоморфологии, работающий в команде UPV/EHU и исследовательской группе по восстановлению речных функций, провёл анализ изменения транспортировки осадков на основе семилетних наблюдений до, во время и после сноса дамбы.

Исследование опиралось на данные, полученные с трёх ключевых участков: выше дамбы, ниже дамбы и контрольного участка вне её воздействия. Такой подход позволил точно оценить эффект демонтажа, исключив влияние внешних факторов и выявив характерные изменения в движении камней и гальки.

Для отслеживания перемещений было задействовано 1800 камней, по 300 изделий ежегодно, каждый из которых получил уникальный код. С использованием детектора, способного считывать коды и определять GPS-координаты, удалось проследить путь каждого камня по 11-километровому участку реки, сканируемому с шагом в один метр.

Демонтаж дамбы и последующее наблюдение до 2022 года предоставили возможность изучить влияние сноса сооружения в различных гидрологических условиях. Продолжительный период мониторинга позволил получить данные, недоступные при краткосрочных проектах, что повысило надёжность выводов.

Анализ показал, что объём транспортируемых осадков значительно возрос, особенно в зонах, ранее находившихся под влиянием дамбы. Некоторые камни преодолевали расстояния до 8,8 километров в течение одного года, а процесс перемещения осадков осуществлялся постепенно, что минимизировало риск резкой осадочной волны и повреждения прибрежной инфраструктуры.

Результаты исследования позволяют прогнозировать геоморфологические реакции реки на демонтаж дамб, давая возможность разрабатывать стратегические меры для восстановления экосистем и минимизации негативного влияния на окружающую среду и сельское хозяйство.

Аскуа Ибисате подчёркивает: «Реки – это транспортная система, и для выполнения своей экологической функции они должны перемещать воду, осадки, питательные вещества и живые организмы». Сравнение дамб с «сгустками крови в венах» иллюстрирует, как их удаление способствует возвращению естественного процесса перемещения материалов по реке.


Новое на сайте

16967Гигант из облачных лесов: в Австралии открыт новый палочник-тяжеловес 16966Короли-сатиры: новый род пауков с рекордно длинными гениталиями 16965Может ли провал стать главным активом предпринимателя? 16964Какова реальная цена загрязнения «вечными химикатами»? 16963Яркий акцент для спорта: наушники ACEFAST AceFit Pro со скидкой 26% 16962Химия первых звезд: пересмотр основ мироздания 16961Забытая окаменелость раскрыла новый вид морского ящера 16960Великая стена Адриана: рубеж Римской империи в Британии 16959Как вьетнамские киберпреступники превратили Telegram в рынок украденных данных? 16958Скрытая угроза в голубой воде бассейна 16957Бактериальный след: ученые нашли виновника гибели 5 миллиардов морских звезд 16956Почему гигантская акула-молот предпочитает охотиться на других акул? 16955Волнообразные соседи солнца: тайные колыбели звёзд 16954Как свободный выбор приложений сотрудниками создает скрытые угрозы для бизнеса? 16953Обречена ли вселенная на коллапс через 10 миллиардов лет?