Ssylka

Новая жизнь реки: восстановление транспортировки осадков после сноса дамбы Оллоки

Снос дамбы Оллоки в районе Лейцарана (Гипускоа) проводился в летние сезоны 2018 и 2019 годов для восстановления естественной динамики реки и улучшения условий обитания лосося. Европейские политики по восстановлению природных экосистем способствовали инициированию подобных проектов.
Новая жизнь реки: восстановление транспортировки осадков после сноса дамбы Оллоки
Изображение носит иллюстративный характер

Географ Аскуа Ибисате, специалист по флювиальной геоморфологии, работающий в команде UPV/EHU и исследовательской группе по восстановлению речных функций, провёл анализ изменения транспортировки осадков на основе семилетних наблюдений до, во время и после сноса дамбы.

Исследование опиралось на данные, полученные с трёх ключевых участков: выше дамбы, ниже дамбы и контрольного участка вне её воздействия. Такой подход позволил точно оценить эффект демонтажа, исключив влияние внешних факторов и выявив характерные изменения в движении камней и гальки.

Для отслеживания перемещений было задействовано 1800 камней, по 300 изделий ежегодно, каждый из которых получил уникальный код. С использованием детектора, способного считывать коды и определять GPS-координаты, удалось проследить путь каждого камня по 11-километровому участку реки, сканируемому с шагом в один метр.

Демонтаж дамбы и последующее наблюдение до 2022 года предоставили возможность изучить влияние сноса сооружения в различных гидрологических условиях. Продолжительный период мониторинга позволил получить данные, недоступные при краткосрочных проектах, что повысило надёжность выводов.

Анализ показал, что объём транспортируемых осадков значительно возрос, особенно в зонах, ранее находившихся под влиянием дамбы. Некоторые камни преодолевали расстояния до 8,8 километров в течение одного года, а процесс перемещения осадков осуществлялся постепенно, что минимизировало риск резкой осадочной волны и повреждения прибрежной инфраструктуры.

Результаты исследования позволяют прогнозировать геоморфологические реакции реки на демонтаж дамб, давая возможность разрабатывать стратегические меры для восстановления экосистем и минимизации негативного влияния на окружающую среду и сельское хозяйство.

Аскуа Ибисате подчёркивает: «Реки – это транспортная система, и для выполнения своей экологической функции они должны перемещать воду, осадки, питательные вещества и живые организмы». Сравнение дамб с «сгустками крови в венах» иллюстрирует, как их удаление способствует возвращению естественного процесса перемещения материалов по реке.


Новое на сайте

18682Почему пользователи чаще эксплуатируют алгоритмы с «женскими» признаками, чем с... 18681Как превратить подрывную технологию ИИ в контролируемый стратегический ресурс? 18680Телескоп Джеймс Уэбб раскрыл детали стремительного разрушения атмосферы уникальной... 18679Почему диета из сырых лягушек привела к тяжелому поражению легких? 18678Способны ли три критические уязвимости в Picklescan открыть дорогу атакам на цепочки... 18677Как поддельные инструменты EVM на crates.io открывали доступ к системам тысяч... 18676Закон максимальной случайности и универсальная математика разрушения материалов 18675Символ падения власти: тайна древнего захоронения женщины с перевернутой диадемой 18674Индия вводит жесткую привязку мессенджеров к активным SIM-картам для борьбы с... 18673Почему вернувшаяся кампания GlassWorm угрожает разработчикам через 24 вредоносных... 18672Способен ли простой текстовый промпт скрыть вредоносное по в репозитории от проверки... 18671Уникальная операция по захвату северокорейских хакеров Lazarus в виртуальную ловушку в... 18670Уникальный погребальный ритуал времен царства керма обнаружен в суданской пустыне Байуда 18669SecAlerts обеспечивает мгновенный мониторинг уязвимостей без сетевого сканирования 18668Чем уникальна самая высокая «холодная» суперлуна декабря 2025 года?