В мире приматов и других животных способность к самопознанию давно вызывает научный интерес. Одним из основных инструментов для измерения этой способности служит зеркальный тест с меткой, в ходе которого на тело животного наносят метку, которую оно может увидеть только в зеркале. Успех в этом тесте, когда животное замечает метку и пытается ее изучить, считается признаком самосознания. Однако, недавнее исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences в январе, проведенное группой ученых под руководством Алесии Картер из Университетского колледжа Лондона, бросает вызов этому устоявшемуся мнению. Исследователи, включая Джеймса Андерсона из Киотского университета в Японии, Масанори Кохда из Столичного университета Осаки в Японии и Линдси Мюррей из Университета Честера в Англии, в течение пяти месяцев изучали диких бабуинов ( Papio ursinus) в естественной среде обитания, в природном парке Тсаобис в Намибии, и пришли к неожиданным выводам.
В отличие от некоторых приматов, таких как шимпанзе, орангутаны и бонобо, а также азиатских слонов, дельфинов и даже рыбок-чистильщиков, которые успешно проходят зеркальный тест в лабораторных условиях, дикие бабуины не проявили никакого признака самопознания. Бабуины с интересом изучали зеркала, установленные в их естественной среде обитания, и реагировали на лазерные точки на видимых частях тела, что можно увидеть наблюдая за 91 бабуином. Но при этом, 51 бабуин, глядя в зеркало, совершенно игнорировал лазерные точки, появлявшиеся на их лицах или ушах. 64% случаев, когда метка была на видимых частях тела, бабуины пытались ее потрогать лапой. Это, как отмечают ученые, наводит на мысль, что бабуины не распознают собственное отражение в зеркале, что ставит под сомнение универсальность зеркального теста как индикатора самосознания.
Данные результаты ставят под сомнение идею о том, что лабораторные тесты с зеркалом могут служить однозначным подтверждением самосознания. Возможно, успешное прохождение теста другими видами в лабораторных условиях обусловлено специальной подготовкой или особыми условиями среды, которых нет в дикой природе. Кроме того, исследователи утверждают, что бабуины, похоже, понимают, что отражение не является другим бабуином, и, вероятно, воспринимают метку как проекцию на зеркале, а не на собственном лице.
Полученные данные также позволяют предположить, что самосознание — это не бинарное понятие, а скорее спектр. Бабуины могут осознавать себя как индивидов, но при этом не обладают той формой самопознания, которая определяется зеркальным тестом. Важно отметить, что у людей самосознание развивается постепенно, и к двум годам лишь 65% детей демонстрируют способность к самопознанию. Такой же постепенный подход, вероятно, более уместен и при оценке самосознания у животных.
Нельзя забывать и о том, что человекоцентричное определение самосознания может не соответствовать тому, как другие виды воспринимают мир. Бабуины, как выяснилось, прекрасно функционируют без этого типа самораспознавания. Уникальное поведение бабуинов свидетельствует о том, что они, несмотря на отсутствие результатов в тесте, имеют сложные социальные структуры и навыки выживания.
Таким образом, исследование в Намибии подчеркивает, что самопознание — это сложное явление, которое проявляется по-разному у разных видов. Использование зеркального теста в качестве единственного критерия самопознания может быть не совсем корректным, особенно при изучении поведения животных в их естественной среде обитания. В дальнейшем исследования должны быть направлены на разработку более широкого спектра методов для изучения самосознания, учитывающих уникальные когнитивные особенности каждого вида. Возможно, что именно такой подход позволит нам лучше понять разнообразие животного мира.
Данное исследование не только поднимает вопросы о природе самосознания, но и ставит под сомнение наше понимание о том, как мы оцениваем когнитивные способности животных. Возможно, настало время пересмотреть устоявшиеся методы и расширить горизонты исследований в области поведения животных.
Изображение носит иллюстративный характер
В отличие от некоторых приматов, таких как шимпанзе, орангутаны и бонобо, а также азиатских слонов, дельфинов и даже рыбок-чистильщиков, которые успешно проходят зеркальный тест в лабораторных условиях, дикие бабуины не проявили никакого признака самопознания. Бабуины с интересом изучали зеркала, установленные в их естественной среде обитания, и реагировали на лазерные точки на видимых частях тела, что можно увидеть наблюдая за 91 бабуином. Но при этом, 51 бабуин, глядя в зеркало, совершенно игнорировал лазерные точки, появлявшиеся на их лицах или ушах. 64% случаев, когда метка была на видимых частях тела, бабуины пытались ее потрогать лапой. Это, как отмечают ученые, наводит на мысль, что бабуины не распознают собственное отражение в зеркале, что ставит под сомнение универсальность зеркального теста как индикатора самосознания.
Данные результаты ставят под сомнение идею о том, что лабораторные тесты с зеркалом могут служить однозначным подтверждением самосознания. Возможно, успешное прохождение теста другими видами в лабораторных условиях обусловлено специальной подготовкой или особыми условиями среды, которых нет в дикой природе. Кроме того, исследователи утверждают, что бабуины, похоже, понимают, что отражение не является другим бабуином, и, вероятно, воспринимают метку как проекцию на зеркале, а не на собственном лице.
Полученные данные также позволяют предположить, что самосознание — это не бинарное понятие, а скорее спектр. Бабуины могут осознавать себя как индивидов, но при этом не обладают той формой самопознания, которая определяется зеркальным тестом. Важно отметить, что у людей самосознание развивается постепенно, и к двум годам лишь 65% детей демонстрируют способность к самопознанию. Такой же постепенный подход, вероятно, более уместен и при оценке самосознания у животных.
Нельзя забывать и о том, что человекоцентричное определение самосознания может не соответствовать тому, как другие виды воспринимают мир. Бабуины, как выяснилось, прекрасно функционируют без этого типа самораспознавания. Уникальное поведение бабуинов свидетельствует о том, что они, несмотря на отсутствие результатов в тесте, имеют сложные социальные структуры и навыки выживания.
Таким образом, исследование в Намибии подчеркивает, что самопознание — это сложное явление, которое проявляется по-разному у разных видов. Использование зеркального теста в качестве единственного критерия самопознания может быть не совсем корректным, особенно при изучении поведения животных в их естественной среде обитания. В дальнейшем исследования должны быть направлены на разработку более широкого спектра методов для изучения самосознания, учитывающих уникальные когнитивные особенности каждого вида. Возможно, что именно такой подход позволит нам лучше понять разнообразие животного мира.
Данное исследование не только поднимает вопросы о природе самосознания, но и ставит под сомнение наше понимание о том, как мы оцениваем когнитивные способности животных. Возможно, настало время пересмотреть устоявшиеся методы и расширить горизонты исследований в области поведения животных.