31 января 2020 года Соединенное Королевство покинуло Европейский Союз, ознаменовав собой начало новой эпохи, полной как возможностей, так и вызовов. 11-месячный переходный период, в течение которого Великобритания оставалась в едином рынке и таможенном союзе ЕС, завершился 1 января 2021 года, что повлекло за собой значительные перемены в различных сферах жизни страны.
Одним из наиболее ощутимых последствий Брексита стало изменение торговых отношений. Несмотря на заключение соглашения о свободной торговле, избежавшее введения тарифов на товары, торговля с ЕС столкнулась с новыми препятствиями. Увеличение объема бумажной работы и бюрократических процедур для импорта и экспорта привело к негативному влиянию на торговлю товарами. Оценки масштабов этого влияния разнятся, от 30% снижения экспорта товаров до 6%, в сравнении со сценарием, когда Великобритания осталась бы в едином рынке. Примечательно, что малые предприятия пострадали больше, чем крупные, из-за сложностей, связанных с новой бюрократией. В то же время, экспорт услуг из Великобритании продемонстрировал неожиданно высокие показатели с 2021 года. Управление бюджетной ответственности (OBR) предполагает, что в долгосрочной перспективе Брексит сократит объем торговли на 15% и приведет к снижению экономики Великобритании на 4%, что эквивалентно примерно 100 миллиардам фунтов стерлингов. Хотя Великобритания заключила новые торговые соглашения с Австралией и Новой Зеландией, их влияние на экономику не сравнится с негативным эффектом от сокращения торговли с ЕС.
Кардинально изменились и иммиграционные потоки. Завершение свободного передвижения граждан ЕС привело к резкому снижению иммиграции и чистой миграции из стран Евросоюза. Параллельно, наблюдается значительный рост чистой миграции из остального мира. Введение новой иммиграционной системы в январе 2021 года предусматривает получение рабочих виз для граждан как ЕС, так и других стран (за исключением Ирландии) для работы в Великобритании. Основными факторами роста не-европейской иммиграции являются рабочие визы (особенно в сферах здравоохранения и ухода) и увеличение числа иностранных студентов с их иждивенцами. Правительство Бориса Джонсона восстановило право для иностранных студентов на работу после окончания учебы, но последующие правительства ограничили права иждивенцев обладателей рабочих и студенческих виз. Изменения также коснулись путешествий и границ: британские граждане больше не могут пользоваться полосами «ЕС/ЕЭЗ/Швейцария» на границе, а для туристических поездок в страны ЕС требуется соблюдать правило 90 дней в течение 180-дневного периода. Кроме того, необходима трехмесячная действительность паспорта на дату возвращения. В ближайшем будущем ожидается введение автоматизированной системы въезда/выезда ЕС (EES) для регистрации путешественников из стран, не входящих в ЕС, и Европейской системы информации и авторизации путешествий (ETIAS) для британских граждан, желающих посетить 30 европейских стран. Со своей стороны, Великобритания планирует ввести электронную авторизацию поездок (ETA) для граждан ЕС с 2 апреля 2025 года.
Первоначальная цель правительства Великобритании по отмене всего оставшегося законодательства ЕС была существенно скорректирована. Из 6901 законодательных актов, связанных с ЕС, к концу 2023 года было отменено лишь 600, как объявила министр торговли Кеми Баденох в мае 2023 года. Еще 500 законов, касающихся финансовых услуг, должны были быть отменены позднее. Все остальные законы ЕС были сохранены, хотя у министров остаются полномочия изменять их в будущем. Одними из наиболее заметных изменений стали запрет на экспорт живых животных из Великобритании для убоя и откорма и изменения в законодательстве о редактировании генов в растениеводстве.
Брексит также предоставил Великобритании больше свободы в некоторых областях налогового законодательства. Так, правительство лейбористов ввело НДС на частное обучение, что было невозможно сделать в соответствии с директивами ЕС. Великобритания также ввела нулевую ставку НДС на средства личной гигиены, что стало возможным после Брексита и было позже подхвачено ЕС.
Финансовые отношения между Великобританией и ЕС также претерпели значительные изменения. Великобритания прекратила прямые взносы в бюджет ЕС 31 декабря 2020 года, ранее составлявшие 18,3 миллиарда фунтов стерлингов в год. Часть этих средств возвращалась в Великобританию в виде сельскохозяйственных субсидий и структурного финансирования. Теперь эти средства заменены финансированием из бюджета Великобритании и фондом «Совместное процветание Великобритании». Великобритания получила возврат средств в размере 4 миллиардов фунтов стерлингов, которые никогда не покидали страну. Экономия от прекращения взносов в бюджет ЕС оценивается в 9 миллиардов фунтов стерлингов в год, но эта цифра остается приблизительной. Великобритания также выплатила 14,9 миллиарда фунтов стерлингов в рамках Соглашения о выходе из ЕС в период 2021-2023 годов, и еще 6,4 миллиарда фунтов стерлингов подлежат выплате. Великобритания вновь присоединилась к европейской научной программе Horizon в 2023 году и теперь ежегодно будет выплачивать 2,4 миллиарда евро (2 миллиарда фунтов стерлингов), хотя исторически страна была нетто-бенефициаром этой программы.
Влияние Брексита выходит за рамки перечисленных областей, затрагивая также рыболовство, сельское хозяйство и оборону. Дискуссии о последствиях Брексита и его влиянии на отношения с ЕС продолжаются.
Изображение носит иллюстративный характер
Одним из наиболее ощутимых последствий Брексита стало изменение торговых отношений. Несмотря на заключение соглашения о свободной торговле, избежавшее введения тарифов на товары, торговля с ЕС столкнулась с новыми препятствиями. Увеличение объема бумажной работы и бюрократических процедур для импорта и экспорта привело к негативному влиянию на торговлю товарами. Оценки масштабов этого влияния разнятся, от 30% снижения экспорта товаров до 6%, в сравнении со сценарием, когда Великобритания осталась бы в едином рынке. Примечательно, что малые предприятия пострадали больше, чем крупные, из-за сложностей, связанных с новой бюрократией. В то же время, экспорт услуг из Великобритании продемонстрировал неожиданно высокие показатели с 2021 года. Управление бюджетной ответственности (OBR) предполагает, что в долгосрочной перспективе Брексит сократит объем торговли на 15% и приведет к снижению экономики Великобритании на 4%, что эквивалентно примерно 100 миллиардам фунтов стерлингов. Хотя Великобритания заключила новые торговые соглашения с Австралией и Новой Зеландией, их влияние на экономику не сравнится с негативным эффектом от сокращения торговли с ЕС.
Кардинально изменились и иммиграционные потоки. Завершение свободного передвижения граждан ЕС привело к резкому снижению иммиграции и чистой миграции из стран Евросоюза. Параллельно, наблюдается значительный рост чистой миграции из остального мира. Введение новой иммиграционной системы в январе 2021 года предусматривает получение рабочих виз для граждан как ЕС, так и других стран (за исключением Ирландии) для работы в Великобритании. Основными факторами роста не-европейской иммиграции являются рабочие визы (особенно в сферах здравоохранения и ухода) и увеличение числа иностранных студентов с их иждивенцами. Правительство Бориса Джонсона восстановило право для иностранных студентов на работу после окончания учебы, но последующие правительства ограничили права иждивенцев обладателей рабочих и студенческих виз. Изменения также коснулись путешествий и границ: британские граждане больше не могут пользоваться полосами «ЕС/ЕЭЗ/Швейцария» на границе, а для туристических поездок в страны ЕС требуется соблюдать правило 90 дней в течение 180-дневного периода. Кроме того, необходима трехмесячная действительность паспорта на дату возвращения. В ближайшем будущем ожидается введение автоматизированной системы въезда/выезда ЕС (EES) для регистрации путешественников из стран, не входящих в ЕС, и Европейской системы информации и авторизации путешествий (ETIAS) для британских граждан, желающих посетить 30 европейских стран. Со своей стороны, Великобритания планирует ввести электронную авторизацию поездок (ETA) для граждан ЕС с 2 апреля 2025 года.
Первоначальная цель правительства Великобритании по отмене всего оставшегося законодательства ЕС была существенно скорректирована. Из 6901 законодательных актов, связанных с ЕС, к концу 2023 года было отменено лишь 600, как объявила министр торговли Кеми Баденох в мае 2023 года. Еще 500 законов, касающихся финансовых услуг, должны были быть отменены позднее. Все остальные законы ЕС были сохранены, хотя у министров остаются полномочия изменять их в будущем. Одними из наиболее заметных изменений стали запрет на экспорт живых животных из Великобритании для убоя и откорма и изменения в законодательстве о редактировании генов в растениеводстве.
Брексит также предоставил Великобритании больше свободы в некоторых областях налогового законодательства. Так, правительство лейбористов ввело НДС на частное обучение, что было невозможно сделать в соответствии с директивами ЕС. Великобритания также ввела нулевую ставку НДС на средства личной гигиены, что стало возможным после Брексита и было позже подхвачено ЕС.
Финансовые отношения между Великобританией и ЕС также претерпели значительные изменения. Великобритания прекратила прямые взносы в бюджет ЕС 31 декабря 2020 года, ранее составлявшие 18,3 миллиарда фунтов стерлингов в год. Часть этих средств возвращалась в Великобританию в виде сельскохозяйственных субсидий и структурного финансирования. Теперь эти средства заменены финансированием из бюджета Великобритании и фондом «Совместное процветание Великобритании». Великобритания получила возврат средств в размере 4 миллиардов фунтов стерлингов, которые никогда не покидали страну. Экономия от прекращения взносов в бюджет ЕС оценивается в 9 миллиардов фунтов стерлингов в год, но эта цифра остается приблизительной. Великобритания также выплатила 14,9 миллиарда фунтов стерлингов в рамках Соглашения о выходе из ЕС в период 2021-2023 годов, и еще 6,4 миллиарда фунтов стерлингов подлежат выплате. Великобритания вновь присоединилась к европейской научной программе Horizon в 2023 году и теперь ежегодно будет выплачивать 2,4 миллиарда евро (2 миллиарда фунтов стерлингов), хотя исторически страна была нетто-бенефициаром этой программы.
Влияние Брексита выходит за рамки перечисленных областей, затрагивая также рыболовство, сельское хозяйство и оборону. Дискуссии о последствиях Брексита и его влиянии на отношения с ЕС продолжаются.