Экстремальные погодные условия в 2024 году обрушились на систему образования по всему миру, лишив возможности учиться примерно 242 миллиона детей. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), эта цифра, затрагивающая учащихся в 85 странах, составляет примерно каждого седьмого ребенка на планете. В ЮНИСЕФ подчеркивают, что влияние климатического кризиса на образование является серьезной, но зачастую недооцененной проблемой.
Наиболее значительным климатическим фактором, нарушившим учебный процесс, стали волны жары. Детский организм особенно уязвим к высоким температурам. Дети нагреваются быстрее, потеют менее эффективно и медленнее остывают, чем взрослые. В классах, не оборудованных системами охлаждения, жара становится серьезным препятствием для концентрации внимания и эффективного обучения. Более того, экстремальная жара, часто сопровождаемая наводнениями и другими стихийными бедствиями, может физически препятствовать посещению школ, делая дороги непроходимыми и повреждая здания.
Только в апреле 2024 года от жары пострадали 118 миллионов детей в таких странах, как Бангладеш, Камбоджа, Индия, Таиланд и Филиппины. На Филиппинах тысячи школ, не оборудованных кондиционерами, были вынуждены закрыться из-за невыносимой жары, подвергая детей риску теплового удара. В общей сложности, по самым скромным подсчетам, волны жары затронули образование 171 миллиона детей в 2024 году.
В основе этих климатических потрясений лежит деятельность человека, в первую очередь, неконтролируемое сжигание ископаемого топлива на протяжении десятилетий. Это привело к глобальному потеплению и изменению погодных условий. В 2024 году средняя температура на планете достигла рекордно высоких значений, а в последние годы температура временно превысила критический порог потепления в 1,5 градуса Цельсия. Повышение температуры ведет к интенсификации экстремальных погодных явлений: влажные периоды становятся еще более влажными, засушливые – еще более сухими, увеличивается интенсивность жары и штормов, делая население более уязвимым перед стихийными бедствиями.
Следует отметить, что цифра в 242 миллиона пострадавших детей является консервативной оценкой из-за пробелов в данных. Фактическое число, вероятно, намного выше. Нарушения учебного процесса принимают различные формы: от приостановки занятий и переноса каникул до задержек с открытием школ, изменений в расписании и, в самых тяжелых случаях, повреждения или полного разрушения школьных зданий. Эти сбои затронули учащихся всех уровней образования, от детского сада до старших классов средней школы.
Особое влияние климатические катаклизмы оказали на сентябрь 2024 года, традиционное время начала учебного года во многих странах. В этом месяце занятия были приостановлены в 18 государствах. Примером может служить тайфун Яги, обрушившийся на Восточную Азию и Тихоокеанский регион, который также привел к закрытию школ. Наиболее пострадавшим регионом оказалась Южная Азия, где от климатических потрясений пострадали 128 миллионов школьников.
В Индии число детей, чье образование было нарушено, достигло 54 миллионов, и основной причиной стали волны жары. В Бангладеш аналогичная проблема затронула 35 миллионов детей, также из-за экстремальной жары. Эти цифры подчеркивают масштаб воздействия климатического кризиса на образование в густонаселенных регионах мира.
Прогнозы на будущее неутешительны. По мере дальнейшего повышения глобальной температуры ситуация с нарушениями учебного процесса будет только ухудшаться. По оценкам ЮНИСЕФ, половина детей в мире, а это около миллиарда, уже сейчас живут в странах с высоким риском климатических и экологических потрясений.
Если текущая траектория выбросов парниковых газов сохранится, к 2050 году число детей, подвергающихся воздействию волн жары, увеличится в восемь раз по сравнению с 2000 годом. Количество детей, страдающих от экстремальных наводнений, вырастет более чем в три раза, а число детей, подверженных риску лесных пожаров, увеличится в 1,7 раза.
Нарушения учебного процесса усугубляют уже существующие проблемы в сфере образования и могут привести к увеличению числа детей, бросающих школу, особенно девочек. ЮНИСЕФ выражает опасения, что ущерб школам, нанесенный климатическими бедствиями, повысит риск отсева. Уже сейчас во всем мире примерно две трети детей не могут понимать прочитанное к 10 годам. Климатические опасности лишь усугубляют этот и без того серьезный кризис обучения.
Несмотря на то, что образование постоянно страдает от климатических угроз, эта сфера зачастую остается на периферии политических дискуссий, связанных с изменением климата. ЮНИСЕФ призывает к приоритезации образования детей в климатическом планировании. По мнению организации, будущее детей должно быть центральным элементом всех климатических планов и действий. Необходимы инвестиции в создание классов, более устойчивых к климатическим угрозам. Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел подчеркивает, что мир обязан защитить образование и будущее каждого ребенка, находящегося под угрозой климатического кризиса.
Изображение носит иллюстративный характер
Наиболее значительным климатическим фактором, нарушившим учебный процесс, стали волны жары. Детский организм особенно уязвим к высоким температурам. Дети нагреваются быстрее, потеют менее эффективно и медленнее остывают, чем взрослые. В классах, не оборудованных системами охлаждения, жара становится серьезным препятствием для концентрации внимания и эффективного обучения. Более того, экстремальная жара, часто сопровождаемая наводнениями и другими стихийными бедствиями, может физически препятствовать посещению школ, делая дороги непроходимыми и повреждая здания.
Только в апреле 2024 года от жары пострадали 118 миллионов детей в таких странах, как Бангладеш, Камбоджа, Индия, Таиланд и Филиппины. На Филиппинах тысячи школ, не оборудованных кондиционерами, были вынуждены закрыться из-за невыносимой жары, подвергая детей риску теплового удара. В общей сложности, по самым скромным подсчетам, волны жары затронули образование 171 миллиона детей в 2024 году.
В основе этих климатических потрясений лежит деятельность человека, в первую очередь, неконтролируемое сжигание ископаемого топлива на протяжении десятилетий. Это привело к глобальному потеплению и изменению погодных условий. В 2024 году средняя температура на планете достигла рекордно высоких значений, а в последние годы температура временно превысила критический порог потепления в 1,5 градуса Цельсия. Повышение температуры ведет к интенсификации экстремальных погодных явлений: влажные периоды становятся еще более влажными, засушливые – еще более сухими, увеличивается интенсивность жары и штормов, делая население более уязвимым перед стихийными бедствиями.
Следует отметить, что цифра в 242 миллиона пострадавших детей является консервативной оценкой из-за пробелов в данных. Фактическое число, вероятно, намного выше. Нарушения учебного процесса принимают различные формы: от приостановки занятий и переноса каникул до задержек с открытием школ, изменений в расписании и, в самых тяжелых случаях, повреждения или полного разрушения школьных зданий. Эти сбои затронули учащихся всех уровней образования, от детского сада до старших классов средней школы.
Особое влияние климатические катаклизмы оказали на сентябрь 2024 года, традиционное время начала учебного года во многих странах. В этом месяце занятия были приостановлены в 18 государствах. Примером может служить тайфун Яги, обрушившийся на Восточную Азию и Тихоокеанский регион, который также привел к закрытию школ. Наиболее пострадавшим регионом оказалась Южная Азия, где от климатических потрясений пострадали 128 миллионов школьников.
В Индии число детей, чье образование было нарушено, достигло 54 миллионов, и основной причиной стали волны жары. В Бангладеш аналогичная проблема затронула 35 миллионов детей, также из-за экстремальной жары. Эти цифры подчеркивают масштаб воздействия климатического кризиса на образование в густонаселенных регионах мира.
Прогнозы на будущее неутешительны. По мере дальнейшего повышения глобальной температуры ситуация с нарушениями учебного процесса будет только ухудшаться. По оценкам ЮНИСЕФ, половина детей в мире, а это около миллиарда, уже сейчас живут в странах с высоким риском климатических и экологических потрясений.
Если текущая траектория выбросов парниковых газов сохранится, к 2050 году число детей, подвергающихся воздействию волн жары, увеличится в восемь раз по сравнению с 2000 годом. Количество детей, страдающих от экстремальных наводнений, вырастет более чем в три раза, а число детей, подверженных риску лесных пожаров, увеличится в 1,7 раза.
Нарушения учебного процесса усугубляют уже существующие проблемы в сфере образования и могут привести к увеличению числа детей, бросающих школу, особенно девочек. ЮНИСЕФ выражает опасения, что ущерб школам, нанесенный климатическими бедствиями, повысит риск отсева. Уже сейчас во всем мире примерно две трети детей не могут понимать прочитанное к 10 годам. Климатические опасности лишь усугубляют этот и без того серьезный кризис обучения.
Несмотря на то, что образование постоянно страдает от климатических угроз, эта сфера зачастую остается на периферии политических дискуссий, связанных с изменением климата. ЮНИСЕФ призывает к приоритезации образования детей в климатическом планировании. По мнению организации, будущее детей должно быть центральным элементом всех климатических планов и действий. Необходимы инвестиции в создание классов, более устойчивых к климатическим угрозам. Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел подчеркивает, что мир обязан защитить образование и будущее каждого ребенка, находящегося под угрозой климатического кризиса.