Итальянский фашизм времен Муссолини, вопреки распространенному мнению, не был абсолютно чужд юмора. В начале своего правления режим подавлял сатирические издания и жестоко карал за политические анекдоты, видя в них угрозу своей власти. Однако со временем фашисты осознали ценность юмора как инструмента пропаганды и социального контроля.
Внутри режима, по иронии судьбы, допускались шутки в адрес отдельных чиновников, а комики, пользовавшиеся поддержкой Муссолини, могли позволить себе намеки на него в своих выступлениях. Популярный актер Этторе Петролини, игравший гротескного императора Нерона, заслужил любовь публики, проводя ассоциации с дуче, но это сошло ему с рук, так как Муссолини был его поклонником.
Юмор стал своеобразной линией фронта, где одни поддерживали режим через пропаганду, другие, как журналист Лео Лонганези, создавали лозунги, которые, начавшись как шутка, становились частью официальной идеологии. Фашистское правительство, стремясь не оттолкнуть обывателей, разрешало показ американских комедий и публикацию бытовых карикатур, которые отвлекали внимание от политических проблем и создавали иллюзию нормальной жизни.
К концу правления Муссолини, когда ситуация на фронте ухудшилась, критика режима в виде шуток становилась все смелее, а с падением фашистской власти большинство артистов и карикатуристов, сотрудничавших с режимом, беспрепятственно вернулись к своей работе. Это показывает, как юмор служил одновременно и инструментом пропаганды, и способом выражения недовольства, оставляя многих деятелей культуры в относительной безопасности.
Изображение носит иллюстративный характер
Внутри режима, по иронии судьбы, допускались шутки в адрес отдельных чиновников, а комики, пользовавшиеся поддержкой Муссолини, могли позволить себе намеки на него в своих выступлениях. Популярный актер Этторе Петролини, игравший гротескного императора Нерона, заслужил любовь публики, проводя ассоциации с дуче, но это сошло ему с рук, так как Муссолини был его поклонником.
Юмор стал своеобразной линией фронта, где одни поддерживали режим через пропаганду, другие, как журналист Лео Лонганези, создавали лозунги, которые, начавшись как шутка, становились частью официальной идеологии. Фашистское правительство, стремясь не оттолкнуть обывателей, разрешало показ американских комедий и публикацию бытовых карикатур, которые отвлекали внимание от политических проблем и создавали иллюзию нормальной жизни.
К концу правления Муссолини, когда ситуация на фронте ухудшилась, критика режима в виде шуток становилась все смелее, а с падением фашистской власти большинство артистов и карикатуристов, сотрудничавших с режимом, беспрепятственно вернулись к своей работе. Это показывает, как юмор служил одновременно и инструментом пропаганды, и способом выражения недовольства, оставляя многих деятелей культуры в относительной безопасности.