Ssylka

Как можно было украсть золотой унитаз?

В ранние часы 14 сентября 2019 года Blenheim Palace стал ареной дерзкого преступления: во время эвакуации гостей и персонала за пять минут группа из пяти мужчин ворвалась во дворец и унесла уникальный экспонат – работающий унитаз из чистого золота, прочно встроенный в интерьер.
Как можно было украсть золотой унитаз?
Изображение носит иллюстративный характер

Элеонор Пейс, супервайзер гостевых служб, проживающая в служебной квартире над дворцом, была разбужена звуками разбивающегося стекла и громкими сигналами пожарной сигнализации. Она помнит, как по коридорам мелькали тени и мгновенно скрывались фигуры преступников, стремительно исчезая в глубине дворцовых залов.

Украденный объект, известный под именем «America», представляет собой полностью функционирующий туалет весом 98 кг, изготовленный из 18- или 24-каратного золота. Этот экспонат, часть выставки, стал сенсацией после двухдневного показа в дворце и его первого появления в Нью-Йорке, вызвав значительный интерес прессы и публики.

Создателем инсталляции является итальянский концептуальный художник Маурицио Каттелан. Несмотря на свою кратковременность в экспозиции, золотой унитаз оценивался как по материальной стоимости (около £2,8 млн), так и по художественной значимости – общей стоимостью до £4,8 млн, что лишь подчеркивало его символическую и коммерческую ценность.

За месяц до кражи основатель Blenheim Art Foundation Эдвард Спенсер-Черчилль заявлял в интервью Sunday Times, что «этот унитаз не станет самым лёгким объектом для похищения», учитывая его постоянное подключение к коммуникациям. Однако отсутствие ночных патрулей, неспособность систем видеонаблюдения контролировать дверцу кабинки и легкость, с которой можно было преодолеть ворота, позволили злоумышленникам успешно реализовать свой план.

Главный исполнительный директор дворца, Доминик Хэр, посетил накануне гламурное мероприятие – торжественный запуск выставки, где планировал лично ознакомиться с инсталляцией, но вскоре телефон принес тревожное сообщение: «Дом, нас обокрали!». Хэр выразил глубокое разочарование, отметив, что дворец был «жестоко изуродован», и полностью взял на себя ответственность за допущенные нарушения безопасности. Юрист по возврату произведений искусства Кристофер Маринелло добавил, что унитаз «выжил в Нью-Йорке», а меры охраны Blenheim оказались в числе самых серьезных провалов.

После повторного открытия дворца на следующий день полицейская лента, вновь опоясывающая разрушенную кабинку, превратилась в часть экспозиции – посетителей привлекало не столько само изделие, сколько место, где оно некогда находилось. Помимо золотого унитаза, выставка демонстрировала и другие спорные работы – статую папы, пораженного метеоритом, объединённые флаги, по которым проходили прохожие, и статую молящегося Адольфа Гитлера, что еще больше подчеркивало проблемы организации безопасности.

В судебном производстве признали себя Джеймс Шин, 40-летний житель Оксфорда, признавший в 2024 году свою вину по обвинениям в кражах и перевозке преступного имущества; Майкл Джонс, 39-летний, также из Оксфорда, осужденный за совершение кражи в суде Oxford Crown Court; Фред До, 36-летний из Виндзора, который получил обвинение по сговору о перевозке украденного имущества, при этом 41-летний Бора Гуччук из западного Лондона был оправдан по обвинению в сговоре.

Это дерзкое преступление стало печально известной страницей в истории Blenheim Palace, вынудив руководство не только пересмотреть стандарты безопасности, но и навсегда закрепившись в памяти сотрудников и посетителей как знак уязвимости даже величайших культурных памятников.


Новое на сайте