История фальсификаций в живописи переплетается с современными цифровыми обманами, где фальшивые новости и deep fake так же искусны в имитации правды. Подделки в искусстве основаны на точном копировании техник мастеров, подделке подписей и использовании спорных доказательств происхождения.

В одном из ведущих случаев карabinieri по охране культурного наследия Италии обнаружили в северном районе Рима 19 февраля более 70 поддельных произведений. Работы, ошибочно приписанные таким мастерам как Писсаро, Пикассо, Рембрандт и Дора Маар, были созданы с применением материалов, имитирующих старинные холсты, а выдуманные сертификаты и штампы с несуществующих галерей продавались через Catawiki и eBay.
В Лондонской Национальной галерее вызвал споры масштабный холст «Самсон и Далила», приписываемый фламандскому мастеру Питеру Паулю Рубенсу. Приобретённый в 1980 году за 2,5 миллиона фунтов, он оказался на три столетия младше заявленной даты 1609–1610. Художница и историк Эфросина Доксиадис, автор исследования NG6461: The Fake National Gallery Rubens, утверждает, что работа значительно уступает авторству Рубенса, а анализ швейцарской компании Art Recognition (2021) выявил 91%-ную вероятность чужого стиля.
Фальсификация требует не только технического мастерства в живописи, но и глубоких знаний истории искусства и химии материалов. Примером являются Уольфганг и Хелен Белтракчи, продавшие под видом модернистских шедевров картины, якобы созданные такими мастерами, как Макс Эрнст и Андре Дераэн. В одном из случаев использование готовой краски с титановой белизной, недоступной художнику Гейнг Кампендонку, раскрыло фальшивку даже после продажи работы за 2,8 миллиона евро.
Аналогичная ошибка была обнаружена при анализе портрета Святого Иеронима, первоначально приписываемого итальянскому мастеру Пармиджьянино и проданного аукционным домом Sotheby's в 2012 году за 842 500 долларов. Использование синтетического пигмента фталоцианин зелёного, изобретённого лишь в 1935 году, стало неопровержимым доказательством подделки работы XVI века.
Значение истории и происхождения произведения невозможно переоценить. Наличие проверенной истории владения, выставок и продаж придаёт картине уникальную ценность. Известный нидерландский портретист Хан ван Меегерен создал целую серию подделок в стиле Вермеера, обманывая коллекционеров правдоподобной историей. Его разоблачение началось после продажи «Вермеера» нацистскому чиновнику Герману Герингу, когда под видом нового произведения художник создал очередную фальшивку.
Также не раз доказана роль детального исследования исторического происхождения работ. Филип Молд в своём расследовании, касающемся картины «The Hay Wain» английского художника Джона Констебла, обнаружил прослеживаемый след продаж от самого сына художника. Этот ход позволил уточнить истинную ценность картины примерно в 2 миллиона фунтов, подтверждая важность документированной истории.
Каждому мастеру свой характерный почерк – уникальные мазки кисти, штрихи и особенности линии, которые сложно подделать. Британский мошенник Эрик Хебборн создавал более тысячи работ, ошибочно приписываемых Мантенье, Тьеполо, Пуссену и Пиранези. Его метод, требовавший употребления бренди для воссоздания уверенных и интуитивных движений старых мастеров, остаётся предметом ожесточённых споров среди специалистов.
Современные научные методы, такие как анализ пигментов, применение искусственного интеллекта и рентгеновская диагностика, становятся решающим инструментом при проверке подлинности работ. Исследование натюрморта, приписываемого Винсенту Ван Гогу, после долгих двадцатилетних дебатов получило новое дно: рентгеновский анализ выявил повторное использование холста и обнаружил подслой, соответствующий письму от января 1886 года, где мастером упоминалась работа с двумя обнажёнными торсами – два борца.
Проверка даже мельчайших деталей, таких как подпись, способна уберечь коллекционеров от дорогостоящих ошибок. Коллекционер Пьер Лагранж заплатил 17 миллионов долларов в 2007 году за небольшую работу, приписываемую Джексону Поллоку, но отсутствие характерной «c» перед последней буквой в подписи стал настораживающим сигналом. Подобные ошибки, наряду с рядом недочётов в подлинниках работ таких мастеров, как Ротко, Де Кунинг и Мазервелл, привели к продаже фальшивок на сумму 80 миллионов долларов через известную нью-йоркскую галерею Knoedler & Co, окончательно расставив точки в разоблачении сомнительной деятельности дилера, известного как «Mr X».

Изображение носит иллюстративный характер
В одном из ведущих случаев карabinieri по охране культурного наследия Италии обнаружили в северном районе Рима 19 февраля более 70 поддельных произведений. Работы, ошибочно приписанные таким мастерам как Писсаро, Пикассо, Рембрандт и Дора Маар, были созданы с применением материалов, имитирующих старинные холсты, а выдуманные сертификаты и штампы с несуществующих галерей продавались через Catawiki и eBay.
В Лондонской Национальной галерее вызвал споры масштабный холст «Самсон и Далила», приписываемый фламандскому мастеру Питеру Паулю Рубенсу. Приобретённый в 1980 году за 2,5 миллиона фунтов, он оказался на три столетия младше заявленной даты 1609–1610. Художница и историк Эфросина Доксиадис, автор исследования NG6461: The Fake National Gallery Rubens, утверждает, что работа значительно уступает авторству Рубенса, а анализ швейцарской компании Art Recognition (2021) выявил 91%-ную вероятность чужого стиля.
Фальсификация требует не только технического мастерства в живописи, но и глубоких знаний истории искусства и химии материалов. Примером являются Уольфганг и Хелен Белтракчи, продавшие под видом модернистских шедевров картины, якобы созданные такими мастерами, как Макс Эрнст и Андре Дераэн. В одном из случаев использование готовой краски с титановой белизной, недоступной художнику Гейнг Кампендонку, раскрыло фальшивку даже после продажи работы за 2,8 миллиона евро.
Аналогичная ошибка была обнаружена при анализе портрета Святого Иеронима, первоначально приписываемого итальянскому мастеру Пармиджьянино и проданного аукционным домом Sotheby's в 2012 году за 842 500 долларов. Использование синтетического пигмента фталоцианин зелёного, изобретённого лишь в 1935 году, стало неопровержимым доказательством подделки работы XVI века.
Значение истории и происхождения произведения невозможно переоценить. Наличие проверенной истории владения, выставок и продаж придаёт картине уникальную ценность. Известный нидерландский портретист Хан ван Меегерен создал целую серию подделок в стиле Вермеера, обманывая коллекционеров правдоподобной историей. Его разоблачение началось после продажи «Вермеера» нацистскому чиновнику Герману Герингу, когда под видом нового произведения художник создал очередную фальшивку.
Также не раз доказана роль детального исследования исторического происхождения работ. Филип Молд в своём расследовании, касающемся картины «The Hay Wain» английского художника Джона Констебла, обнаружил прослеживаемый след продаж от самого сына художника. Этот ход позволил уточнить истинную ценность картины примерно в 2 миллиона фунтов, подтверждая важность документированной истории.
Каждому мастеру свой характерный почерк – уникальные мазки кисти, штрихи и особенности линии, которые сложно подделать. Британский мошенник Эрик Хебборн создавал более тысячи работ, ошибочно приписываемых Мантенье, Тьеполо, Пуссену и Пиранези. Его метод, требовавший употребления бренди для воссоздания уверенных и интуитивных движений старых мастеров, остаётся предметом ожесточённых споров среди специалистов.
Современные научные методы, такие как анализ пигментов, применение искусственного интеллекта и рентгеновская диагностика, становятся решающим инструментом при проверке подлинности работ. Исследование натюрморта, приписываемого Винсенту Ван Гогу, после долгих двадцатилетних дебатов получило новое дно: рентгеновский анализ выявил повторное использование холста и обнаружил подслой, соответствующий письму от января 1886 года, где мастером упоминалась работа с двумя обнажёнными торсами – два борца.
Проверка даже мельчайших деталей, таких как подпись, способна уберечь коллекционеров от дорогостоящих ошибок. Коллекционер Пьер Лагранж заплатил 17 миллионов долларов в 2007 году за небольшую работу, приписываемую Джексону Поллоку, но отсутствие характерной «c» перед последней буквой в подписи стал настораживающим сигналом. Подобные ошибки, наряду с рядом недочётов в подлинниках работ таких мастеров, как Ротко, Де Кунинг и Мазервелл, привели к продаже фальшивок на сумму 80 миллионов долларов через известную нью-йоркскую галерею Knoedler & Co, окончательно расставив точки в разоблачении сомнительной деятельности дилера, известного как «Mr X».