Ssylka

Как один плод стал символом жизни, смерти и божественного закона?

Гранат (Punica granatum) в истории культуры играет множество ролей, часто противоречащих друг другу. Он выступает виновником заточения богини, эмблемой влюбленных и подземного мира, сосудом божественной тайны и универсальным лекарством.
Как один плод стал символом жизни, смерти и божественного закона?
Изображение носит иллюстративный характер

В медицине гранат имеет долгую историю как универсальное средство. Натуралист первого века Плиний Старший считал его панацеей, перечислив в качестве ключевого ингредиента для 26 различных лекарств. Позднее травник Джон Джерард давал инструкции по использованию всех частей растения — сока, цветов, кожуры и семян — для лечения болезней желудка, дизентерии, проблем с зубами, ран и менструальных недомоганий.

Противоречивость его применения объясняется гуморальной теорией, согласно которой болезни возникали из-за дисбаланса тепла, холода, влаги или сухости. Врач Диоскорид в своем труде De Materia Medica (40–90 гг. н. э.) утверждал, что сладкий гранат производит в желудке жар и не должен использоваться при лихорадке. Однако травник XVI века Ремберт Додунс, наоборот, хвалил его сок за охлаждающее действие на желудок. Это противоречие разрешил Иеронимус Бок в своей книге Kreüter Buch, указав на различия между сортами граната. Современное исследование А. Р. Руиса подтверждает, что в ранней медицине гранат часто рассматривался как растение, способное восстанавливать баланс между противоположными состояниями. Иллюстрацией связи плода с человеческим телом служит цветной чернильный рисунок (ок. 1923 г.) по работе Дж. Б. Делла Порта, где гранат изображен в виде человеческой челюсти.

В греческой мифологии гранат является священным символом, связанным с любовью, браком и подземным миром. Афиней в своем труде Deipnosophistae пишет, что Афродита (Венера) лично посадила первое гранатовое дерево на острове Кипр, сделав его символом красоты. Павсаний описывает статую Геры в Афинах, держащую в руке гранат, и называет значение этого плода aporrhetoteros logos — «историей, рассказанной под строгим запретом молчания». Ученый Карл Кереньи в книге Элевсин: архетипический образ матери и дочери утверждает, что это молчание лишь усиливает значимость плода как объекта поклонения, что подтверждается найденными в святилище Геры вотивными подношениями в виде терракотовых гранатов.

Наиболее известный миф связан с Персефоной и Аидом, изложенный в гомеровском «Гимне к Деметре» (ок. VII в. до н. э.). Аид похищает Персефону, и ее мать Деметра в горе вызывает на земле голод. Зевс постановляет, что Персефона может вернуться, если ничего не ела в подземном мире. Однако Аид дает ей гранатовые зерна, которые она съедает, тем самым привязывая себя к нему как его жена на часть года. Персефона утверждает, что Аид «заставил меня вкусить его биэ [силой]».

Однако миф многослоен. Зерна были даны «тайно», а сам плод назван «медово-сладким», что намекает на искушение и, возможно, на собственное желание Персефоны. Ученый Джон Л. Майерс в статье «Персефона и гранат» предположил, что Аид мог использовать плод как любовное приворотное средство. Эта двойственность отражена в картине Данте Габриэля Россетти «Прозерпина» (1878), где богиня задумчиво держит в руке роковой плод.

В авраамических традициях символизм граната эволюционирует, сохраняя связь с любовью, но приобретая значения божественного присутствия и святости. В «Песни Песней» (4:3) говорится: «Виски твои за кудрями твоими — как половинки гранатового яблока», что подчеркивает красоту возлюбленной. Цветущие гранатовые деревья символизируют возможность брака, что перекликается с мифом о Персефоне.

По мнению ученого Асафа Гура, основная библейская роль граната — эстетическая, но его форма несет глубокий символический смысл. В книге Исход (28:33–35) предписано вышивать гранаты синего, пурпурного и алого цвета на подоле одеяния первосвященника. В 3-й книге Царств (7:17–21) гранатами украшены бронзовые капители колонн храма. В каббалистической мысли XIII века Моше де Леон в «Сефер ха-Римон» («Книга граната») пишет, что плод является знаком Шхины (присутствия Бога), а его семена символизируют все заповеди, напоминая, что даже «пустые» люди полны добрых дел, как гранат полон зерен.

В искусстве эпохи Возрождения гранат становится многомерным символом, представляющим царскую власть, целомудрие, единство Церкви и Воскресение Христа. По словам Хоуп Джонстон, в Англии XVI века он украшал королевские грамоты и рукописи. Для Екатерины Арагонской (1485–1536), первой жены Генриха VIII, гранада была личной эмблемой, символизирующей ее испанское происхождение и победу «католических монархов» над маврами.

В итальянской живописи Сандро Боттичелли в своей работе «Мадонна с гранатом» (Madonna della Melagrana, 1487) изображает Деву Марию, держащую младенца Иисуса и гранат. Для Марии это символ целомудрия, а для Христа, созерцающего плод, — пророчество о его будущей смерти и Воскресении.

В картине «Мадонна Дрейфуса» (1475–1480), приписываемой Леонардо да Винчи или Лоренцо ди Креди, Мария держит раскрытый гранат, а младенец Христос протягивает ей зернышко. Уильям Суида трактовал это как отсылку к метафоре Папы Григория I, сравнивавшего гранат с единством Церкви. Джеймс Холл видел в этом символе Воскресение Христа, проводя параллель с мифами о возвращении Персефоны или возрождении Диониса.


Новое на сайте

18323Может ли антивирус стать идеальным прикрытием для кибершпионажа? 18322Хранят ли два священных острова в ядовито-зеленом озере мумии древних императоров? 18321Что может рассказать пепел сгоревшей таверны XIX века? 18320Возможно ли создать универсальный донорский орган, изменив его группу крови? 18319Какие пять уязвимостей от Oracle до Apple стали оружием в руках хакеров? 18318Что может рассказать забытый соперник Рима о его истинном облике? 18317Почему оптическая иллюзия обманывает рыб, но не горлиц? 18316Эффект домино в облаке: как один сбой Amazon парализовал интернет 18315Непреодолимый энергетический барьер человеческого тела 18314Воздушный перегон в Бэдлендс: как вертолеты сохраняют популяцию бизонов 18313Бразильская спам-империя в магазине Google Chrome 18312Чистка рая: война Лос-Анджелеса против белых безработных 18311Архитектура страха: научное объяснение призраков и проклятых мест 18310Может ли копирование кода с веб-страницы обойти все ваши системы защиты? 18309Выжившие из Помпеи: как историк отследил беженцев Везувия