Золотая подвеска из Малии, созданная от 1800 до 1700 года до н. э., является шедевром минойского миниатюрного искусства. Этот артефакт возрастом 3800 лет был обнаружен в 1930 году на Крите, в некрополе Хрисолаккос, что в переводе означает «золотая яма». Украшение имеет длину 4,6 сантиметра и весит 5,5 грамма, что сопоставимо с весом американской монеты в четверть доллара. Сегодня оно выставлено в Археологическом музее Ираклиона на Крите.

Мастерство древнего ювелира проявилось в сочетании сложнейших техник: филиграни, зерни, чеканки и гравировки. Центральная композиция изображает двух насекомых, обращённых друг к другу. Их головы и брюшки соприкасаются, а крылья расправлены назад. Каждое насекомое двумя лапками обхватывает расположенные концентрически золотые бусины. С крыльев и соединённых брюшек свисают три небольших диска.
Традиционная интерпретация, впервые предложенная известным археологом сэром Артуром Эвансом, гласит, что на подвеске изображены две европейские медоносные пчелы (Apis mellifera). Согласно этой теории, они заняты изготовлением мёда, а центральные бусины представляют собой соты. Предполагается, что во рту у пчёл находится капля мёда. Эта версия поддерживается историческим контекстом: по данным Археологического музея Ираклиона, мёд и воск играли важную роль в экономике минойцев и, вероятно, были значимыми религиозными символами.
Однако в 2021 году ботаник Э. Чарльз Нельсон с коллегами выдвинул альтернативную гипотезу. Исследователи указали, что теория о пчёлах не даёт удовлетворительного объяснения трём свисающим дискам. По их мнению, эти элементы в точности повторяют форму дисковидных плодов средиземноморского бутня (Tordylium apulum) — съедобного растения, распространённого на Крите.
Если принять, что диски — это плоды бутня, то и насекомые на подвеске с большей вероятностью являются не пчёлами, а гигантскими осами (Megascolia maculata). Поведение этого вида ос во время кормления на растениях, подобных бутню, полностью соответствует изображению на артефакте. Оса хватает частицы пыльцы, изгибает брюшко, а её крылья отводятся назад — именно в такой позе запечатлены фигуры на украшении.
Таким образом, точный замысел древнего ювелира остаётся «открытым вопросом». Существует вероятность, что мастер намеревался изобразить именно пчёл, но в качестве наглядной модели использовал более крупных и выразительных ос, допустив биологическую неточность.
Независимо от того, какая теория верна, все эксперты сходятся во мнении, что создатель подвески был выдающимся мастером, в совершенстве владевшим техникой обработки золота. Как заключают авторы исследования 2021 года, «независимо от конкретного вида, это украшение представляет — и, более того, прославляет — природный мир Крита».
Малийская подвеска стоит в одном ряду с другими удивительными артефактами древности, чьё предназначение и символизм до сих пор вызывают споры. Среди них — месопотамская статуэтка демона Пазузу, вдохновившая создателей фильма «Изгоняющий дьявола»; 5000-летний египетский Диск Сабу, напоминающий автомобильный колпачный диск; золотые броши из Хорнелунда эпохи викингов, погребённые в Дании 1000 лет назад; и шлем Мескаламдуга, один из древнейших в мире, на котором изображён пучок волос месопотамского принца.

Изображение носит иллюстративный характер
Мастерство древнего ювелира проявилось в сочетании сложнейших техник: филиграни, зерни, чеканки и гравировки. Центральная композиция изображает двух насекомых, обращённых друг к другу. Их головы и брюшки соприкасаются, а крылья расправлены назад. Каждое насекомое двумя лапками обхватывает расположенные концентрически золотые бусины. С крыльев и соединённых брюшек свисают три небольших диска.
Традиционная интерпретация, впервые предложенная известным археологом сэром Артуром Эвансом, гласит, что на подвеске изображены две европейские медоносные пчелы (Apis mellifera). Согласно этой теории, они заняты изготовлением мёда, а центральные бусины представляют собой соты. Предполагается, что во рту у пчёл находится капля мёда. Эта версия поддерживается историческим контекстом: по данным Археологического музея Ираклиона, мёд и воск играли важную роль в экономике минойцев и, вероятно, были значимыми религиозными символами.
Однако в 2021 году ботаник Э. Чарльз Нельсон с коллегами выдвинул альтернативную гипотезу. Исследователи указали, что теория о пчёлах не даёт удовлетворительного объяснения трём свисающим дискам. По их мнению, эти элементы в точности повторяют форму дисковидных плодов средиземноморского бутня (Tordylium apulum) — съедобного растения, распространённого на Крите.
Если принять, что диски — это плоды бутня, то и насекомые на подвеске с большей вероятностью являются не пчёлами, а гигантскими осами (Megascolia maculata). Поведение этого вида ос во время кормления на растениях, подобных бутню, полностью соответствует изображению на артефакте. Оса хватает частицы пыльцы, изгибает брюшко, а её крылья отводятся назад — именно в такой позе запечатлены фигуры на украшении.
Таким образом, точный замысел древнего ювелира остаётся «открытым вопросом». Существует вероятность, что мастер намеревался изобразить именно пчёл, но в качестве наглядной модели использовал более крупных и выразительных ос, допустив биологическую неточность.
Независимо от того, какая теория верна, все эксперты сходятся во мнении, что создатель подвески был выдающимся мастером, в совершенстве владевшим техникой обработки золота. Как заключают авторы исследования 2021 года, «независимо от конкретного вида, это украшение представляет — и, более того, прославляет — природный мир Крита».
Малийская подвеска стоит в одном ряду с другими удивительными артефактами древности, чьё предназначение и символизм до сих пор вызывают споры. Среди них — месопотамская статуэтка демона Пазузу, вдохновившая создателей фильма «Изгоняющий дьявола»; 5000-летний египетский Диск Сабу, напоминающий автомобильный колпачный диск; золотые броши из Хорнелунда эпохи викингов, погребённые в Дании 1000 лет назад; и шлем Мескаламдуга, один из древнейших в мире, на котором изображён пучок волос месопотамского принца.