На территории Судана, в районе третьего водопада Нила, археологический комплекс Тумбос раскрывает нетривиальные аспекты древних погребальных традиций. Этот регион, известный в древние времена как Нубия или Куш, стал ареной культурного обмена после египетского завоевания.

Гробницы с небольшими пирамидами, воздвигнутыми над захоронениями состоятельных лиц, долгое время считались уделом исключительно знати. Однако новые исследования показывают, что подобные памятники могли служить местом упокоения не только высокопоставленных чиновников, но и представителей низших слоев общества.
В ходе анализа около 110 скелетов эксперты изучали энхезальные изменения – характерные выступы и гребни на костях, где крепились мышцы и связки. Низкий уровень этих изменений указывает на малую физическую нагрузку, характерную для административной работы, тогда как выраженные признаки свидетельствуют о тяжелом ручном труде. «Мы больше не можем предполагать, что индивиды, захороненные в грандиозных гробницах-пирамид, являются исключительно элитными. Фактически, самые трудолюбивые члены общества связаны с наиболее заметными памятниками», – говорится в выводах исследования.
Соединение в одном погребальном комплексе представителей различных социальных слоев может объясняться как политической стратегией, так и личными стремлениями. Сара Шрадер, доцент археологии Лейденского университета, отмечает: «Практика могла быть инициирована элитой для укрепления социальной иерархии или же желанием рядовых граждан получить статус за счёт близости к власти». Совместно с ней, соавтор исследования, профессор антропологии Стюарт Тайсон Смит из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре, подчёркивает, что элита могла окружать себя трудящимися, продолжая социальное распределение в загробном мире, а представители низших слоёв стремились к магической защите через погребальный культ.
Отличительной чертой Тумбос является то, что возведённые здесь пирамиды не предназначались для царской семьи, как это наблюдается у гробниц в Гизе и Саккаре, а служили местом захоронения нецарственных членов общества. Такая специфика подчёркивает иной подход к организации погребальных ритуалов в колониальном египетском анклаве Судана.
Мнения специалистов по поводу новых данных расходятся. Профессор египетской археологии и истории искусства Юлия Будка из Людвиг-Максимилиан-Университета в Мюнхене отметила значимость исследования для переосмысления существующих археологических интерпретаций, тогда как профессор египтологии Айдан Додсон из Университета Бристоля предостерёг, что даже представители элиты могли выполнять физически тяжёлую работу, например, участвовать в военных тренировках.
Археологические находки, такие как керамическая крышка с лицевым орнаментом, обнаруженная на гробу, и фигурка шабти из могилы писца Тия, подчёркивают художественные и религиозные традиции древних ритуалов. Эти элементы свидетельствуют о богатстве культурного наследия и тонкостях погребального обряда.
Помимо погребальных комплексов, в регионе выявлены остатки древнего храма с иероглифическими надписями, наскальная живопись 4000-летней давности с изображениями лодок и скота, а также свидетельства развития древней гидротехнической инженерии вдоль Нила. Все эти находки дополняют картину многогранного культурного развития Судана в древности.
Пересмотр традиционного понимания монументальных пирамид Тумбос как исключительного удела знати позволяет увидеть в них отражение сложной социальной структуры, где правители и подчинённые покоятся бок о бок. Новые данные открывают широкие перспективы для дальнейших исследований влияния колониальных практик на погребальные традиции древнего мира.

Изображение носит иллюстративный характер
Гробницы с небольшими пирамидами, воздвигнутыми над захоронениями состоятельных лиц, долгое время считались уделом исключительно знати. Однако новые исследования показывают, что подобные памятники могли служить местом упокоения не только высокопоставленных чиновников, но и представителей низших слоев общества.
В ходе анализа около 110 скелетов эксперты изучали энхезальные изменения – характерные выступы и гребни на костях, где крепились мышцы и связки. Низкий уровень этих изменений указывает на малую физическую нагрузку, характерную для административной работы, тогда как выраженные признаки свидетельствуют о тяжелом ручном труде. «Мы больше не можем предполагать, что индивиды, захороненные в грандиозных гробницах-пирамид, являются исключительно элитными. Фактически, самые трудолюбивые члены общества связаны с наиболее заметными памятниками», – говорится в выводах исследования.
Соединение в одном погребальном комплексе представителей различных социальных слоев может объясняться как политической стратегией, так и личными стремлениями. Сара Шрадер, доцент археологии Лейденского университета, отмечает: «Практика могла быть инициирована элитой для укрепления социальной иерархии или же желанием рядовых граждан получить статус за счёт близости к власти». Совместно с ней, соавтор исследования, профессор антропологии Стюарт Тайсон Смит из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре, подчёркивает, что элита могла окружать себя трудящимися, продолжая социальное распределение в загробном мире, а представители низших слоёв стремились к магической защите через погребальный культ.
Отличительной чертой Тумбос является то, что возведённые здесь пирамиды не предназначались для царской семьи, как это наблюдается у гробниц в Гизе и Саккаре, а служили местом захоронения нецарственных членов общества. Такая специфика подчёркивает иной подход к организации погребальных ритуалов в колониальном египетском анклаве Судана.
Мнения специалистов по поводу новых данных расходятся. Профессор египетской археологии и истории искусства Юлия Будка из Людвиг-Максимилиан-Университета в Мюнхене отметила значимость исследования для переосмысления существующих археологических интерпретаций, тогда как профессор египтологии Айдан Додсон из Университета Бристоля предостерёг, что даже представители элиты могли выполнять физически тяжёлую работу, например, участвовать в военных тренировках.
Археологические находки, такие как керамическая крышка с лицевым орнаментом, обнаруженная на гробу, и фигурка шабти из могилы писца Тия, подчёркивают художественные и религиозные традиции древних ритуалов. Эти элементы свидетельствуют о богатстве культурного наследия и тонкостях погребального обряда.
Помимо погребальных комплексов, в регионе выявлены остатки древнего храма с иероглифическими надписями, наскальная живопись 4000-летней давности с изображениями лодок и скота, а также свидетельства развития древней гидротехнической инженерии вдоль Нила. Все эти находки дополняют картину многогранного культурного развития Судана в древности.
Пересмотр традиционного понимания монументальных пирамид Тумбос как исключительного удела знати позволяет увидеть в них отражение сложной социальной структуры, где правители и подчинённые покоятся бок о бок. Новые данные открывают широкие перспективы для дальнейших исследований влияния колониальных практик на погребальные традиции древнего мира.