Ssylka

Когда Бетховен зазвучал на дискотеке?

Фильм 1977 года «Лихорадка субботнего вечера» вывел диско в мейнстрим и стал культовым примером слияния, казалось бы, противоположных миров: диско и классической музыки. Эта смесь подчеркивала искусственность, социальные устремления и общие структурные черты обоих жанров.
Когда Бетховен зазвучал на дискотеке?
Изображение носит иллюстративный характер

Джон Траволта в роли рабочего парня Тони Манеро, «короля танцпола», видел в диско, особенно с классическими элементами, символ власти, изысканности и успеха. Его мечты материализовались в клубе «2001 Одиссея». Трек Уолтера Мёрфи «A Fifth of Beethoven», основанный на Пятой симфонии Бетховена, сопровождал первый вход Тони в клуб. Эта адаптация позиционировала его как «нового наследника» классического престижа, а искусственность музыки отражала фальшь его амбиций. Знаменитый мотив «судьбы» Бетховена предвосхищал драматические повороты сюжета, но там, где Бетховен стремился к трансцендентности, Мёрфи принял человеческие желания – вроде танца.

Другая ключевая композиция – «Night on Disco Mountain» Дэвида Шира, переработка «Ночи на Лысой горе» Мусоргского (известной по эпизоду с Чернобогом в «Фантазии» Диснея). Она звучит во время фальшивого прыжка Тони и его друга с моста Веррацано-Нарроус. Поддельная классика здесь символизирует симулированное самоубийство. Шира добавил «гротескные окружающие звуки», создав, по словам музыковеда Кена Маклеода, «международный и футуристический попурри звуков», передающий хаос и отчуждение.

Этот синтез не ограничился фильмом. Венди Карлос покорила радио и танцполы альбомами «Switched-On Bach» и «Switched-On Brandenburgs». K-Tel Records запустила серию «Hooked on Classics», где классика смешивалась с диско-битами. Появились альбомы вроде «Klassiks Go Disko» («Шестая Чайковского», «Танцевальное диско Брамса №5») и «Saturday Night Fiedler» с диско-аранжировками от Бостонского Попс-оркестра.

Почему же это слияние сработало? Маклеод отмечает: диско – «никогда не был полностью единым стилем», это «глобальная, эсперанто-подобная музыка». Классика привнесла культурный престиж и структурную сложность, пусть и упрощенные для масс. Оба жанра построены на искусственности и иллюзии. Классика ассоциировалась с элитарностью, богатством, изысканными нарядами в роскошных залах; диско – с гедонизмом и яркими образами. Их объединяла общая проекция богатства, досуга и избытка.

Композиционно они схожи: опираются на «жесткую структурную симметрию и формульные правила». Классические танцы (менуэт, сарабанда) и диско-движения («Bus Stop», «L.A. Hustle») одинаково стилизованы и хореографичны. Оба жанра используют оркестровые аранжировки с эффектными пассажами и делают ставку на виртуозный вокал – будь то оперная дива или звезды диско вроде Донны Саммер или Дианы Росс.

Как отмечал дискожурналист Винс Алетти в The Village Voice, Rolling Stone и Record World, «Лихорадка субботнего вечера» стала катализатором популярности диско. Однако его триумф был недолгим. К 1980 году, когда Grammy ввели отдельную категорию для диско (о чем пишет Ашанта Джексон в статье «Год, когда Грэмми почтили диско» от 22 января 2022), жанр уже угасал. Но его неожиданный союз с классикой остался ярким примером музыкальной кросс-поллинации.


Новое на сайте

16950Физический движок в голове: как мозг разделяет твердые предметы и текучие вещества 16948Почему символ американской свободы был приговорен к уничтожению? 16947Рукотворное убежище для исчезающих амфибий 16946Какую тайну хранит жестокая жизнь и загадочная смерть сестер каменного века? 16945Скрывает ли Плутон экваториальный пояс из гигантских ледяных клинков? 16944Взгляд на зарю вселенной телескопом Джеймса Уэбба 16943От сада чудес до протеина из атмосферы 16942Кратковременный сон наяву: научное объяснение пустоты в мыслях 16941Спутники Starlink создают непреднамеренную угрозу для радиоастрономии 16940Аутентификационная чума: бэкдор Plague год оставался невидимым 16939Фиолетовый страж тайских лесов: редкий краб-принцесса явился миру 16938Хроники мангровых лесов: победители фотоконкурса 2025 года 16937Танцевали ли планеты солнечной системы идеальный вальс? 16936Ай-ай: причудливый лемур, проклятый своим пальцем