Ssylka

Лошади на обед: почему христианские венгры не отказались от конины?

Археологи доказали: венгры продолжали массово употреблять конину спустя 200 лет после принятия христианства. Исследование, опубликованное 14 июля 2025 года в журнале Antiquity, опровергает религиозную теорию упадка гиппофагии в средневековой Европе. Письменные источники ошибочно связывали отказ от мяса лошадей с христианизацией.
Лошади на обед: почему христианские венгры не отказались от конины?
Изображение носит иллюстративный характер

До распространения христианства поедание конины было обычной практикой в Европе. Однако в Средневековье её стали клеймить как «нечистую», «сатанинскую» и «варварскую» – особенно в контексте нехристианских народов. Церковь никогда официально не запрещала её, в отличие от иудейских и мусульманских ограничений на свинину. Это породило региональные различия: где-то осуждали, где-то терпели.

Ключевые доказательства предоставили археозоолог Ласло Бартосиевич из Стокгольмского университета и археолог Эрика Гал из Венгерского исследовательского центра гуманитарных наук. Они проанализировали 500+ конских костей из отходных ям 198 венгерских поселений X–XIII веков. Метод прост: чем выше доля костей лошадей среди останков скота в мусоре – тем активнее их ели.

Результаты ошеломили. В сельской местности конину ели даже в XII веке – через два столетия после коронации короля Иштвана I (около 1000 года н. э.), крестившего Венгрию. В пищевых отбросах конину составляла до трети идентифицируемых останков домашних животных. Это доказывает: религиозное давление не остановило традицию.

Перелом наступил после монгольского нашествия 1241–1242 годов. Завоеватели уничтожили 40–50% населения и угнали лошадей как ценный военный трофей. Выжившие животные стали слишком дорогими для забоя – их берегли для войн и транспорта. Король Бела IV начал массово заселять опустошённые земли выходцами с запада.

Эти переселенцы, более урбанизированные, чем венгерские скотоводы, отвергали конину. Они предпочитали свинину – идеальную для оседлого земледелия. Их гастрономические привычки вытеснили старую практику. График в исследовании Бартосиевича и Гал наглядно показывает спад доли конских останков после 1242 года, особенно в новых поселениях.

«Тропы, приравнивающие гиппофагию к 'варварству', множились с античности, – поясняют учёные. – Особенно ядовиты источники, написанные спустя века после событий: они отражают предрассудки, а не реальность». Археология разбивает миф о «религиозном запрете» – упадок вызвали невежество, демография и война.


Новое на сайте

16950Физический движок в голове: как мозг разделяет твердые предметы и текучие вещества 16948Почему символ американской свободы был приговорен к уничтожению? 16947Рукотворное убежище для исчезающих амфибий 16946Какую тайну хранит жестокая жизнь и загадочная смерть сестер каменного века? 16945Скрывает ли Плутон экваториальный пояс из гигантских ледяных клинков? 16944Взгляд на зарю вселенной телескопом Джеймса Уэбба 16943От сада чудес до протеина из атмосферы 16942Кратковременный сон наяву: научное объяснение пустоты в мыслях 16941Спутники Starlink создают непреднамеренную угрозу для радиоастрономии 16940Аутентификационная чума: бэкдор Plague год оставался невидимым 16939Фиолетовый страж тайских лесов: редкий краб-принцесса явился миру 16938Хроники мангровых лесов: победители фотоконкурса 2025 года 16937Танцевали ли планеты солнечной системы идеальный вальс? 16936Ай-ай: причудливый лемур, проклятый своим пальцем