Ssylka

Визуальное мышление Карла Линнея: переосмысление роли иллюстраций в работе великого систематика

Карл Линней, создатель современной системы научного наименования организмов (биномиальной номенклатуры), известен каждому биологу благодаря своей революционной системе классификации живых существ. Его работа "Systema Naturae" заложила основы категоризации жизни по видам, родам, отрядам, классам и царствам, которой мы пользуемся до сих пор. В отличие от многих современников, Линней был в значительной степени самоучкой в биологии и рисовании, происходя из менее состоятельной среды, чем большинство его коллег.
Визуальное мышление Карла Линнея: переосмысление роли иллюстраций в работе великого систематика
Изображение носит иллюстративный характер

Среди историков науки долгое время существовала дискуссия о взаимоотношениях Линнея с визуальным искусством. Заметное отсутствие иллюстраций в некоторых его работах привело к формированию двух основных мнений: одни считали, что Линней был враждебно настроен к иллюстрациям в целом, другие предполагали, что он просто плохо рисовал. Особенно часто цитировалось его высказывание об иллюстрациях родов: «Я категорически отвергаю их, хотя признаю, что они имеют большое значение для мальчиков и тех, у кого черепной коробки больше, чем мозга...»

Однако историк Изабель Шармантье представляет убедительные контраргументы, утверждая, что отношение Линнея к рисованию и его художественные навыки были неверно истолкованы. По её мнению, Линней на протяжении всей своей карьеры полагался на визуальные представления, а его знаменитая цитата относилась конкретно к иллюстрациям родов, а не к иллюстрациям в целом. Шармантье настаивает, что «его мышление было глубоко визуальным».

Существуют многочисленные доказательства опыта Линнея в рисовании. Он провел годы, копируя диаграммы, таблицы и иллюстрации в свои записные книжки, создавая собственные рисунки как инструменты обучения. В его работе "Manuscripta Medica" можно найти рисунок летучей мыши, который, несмотря на некоторые недостатки в изображении тела, демонстрирует детальное внимание к крыльям и костной структуре. Линней использовал рисование как способ понимания объектов и растений, которые он изучал.

Особенно показательна Лапландская экспедиция Линнея 1732 года. Его дневник содержит иллюстрации животных, растений и ландшафтов различного качества. Важно отметить, что Линней рисовал в сложных условиях: «без стола, с минимальным комфортом и в основном по памяти». Несмотря на это, его иллюстрации журавлиной мухи и совы демонстрируют настоящее мастерство и наблюдательность.

Визуальный подход Линнея проявлялся не только в рисунках. Он использовал визуальные средства для обучения, наблюдения и создания/передачи знаний. В "Systema Naturae" он полагался на таблицы и диаграммы как на «карты природного мира». Даже его письменные описания родов следовали определенной визуальной логике, позволяющей читателю мысленно представить описываемый объект.

Некоторые другие работы Линнея содержат множество иллюстраций, особенно для изображения видов. Выбор визуальных инструментов определялся его намерениями и целями в каждом конкретном случае. Так, отказ от иллюстраций в одних работах и их обилие в других объясняется не отсутствием навыков или неприязнью к визуальному искусству, а прагматическим подходом ученого к передаче различных типов научной информации.

Таким образом, представление о Линнее как о плохом художнике или противнике иллюстраций является упрощенным и неточным. Его отношения с визуальным искусством были сложными и многогранными, отражая его глубоко визуальный способ мышления и прагматичный подход к научной коммуникации.


Новое на сайте